Осторожность, осторожность и еще раз осторожность. Вот, наверное, таким может стать девиз настоящего момента, неожиданно явившегося экономического кризиса. Такая эмоциональная оценка естественна, поскольку ситуация еще не определила все свои негативные «возможности». Однако разум подсказывает нам, что при этом нужно предпринимать хотя и очень взвешенные, но действия. Чувства и разум вступили в конфронтацию. И заметим на нашем собственном поле человеческого, обыденного существования. Есть ли пути для примирения? Стимулирует ли внешняя ситуация к проявлению способностей индивидуума, которые ранее дремали? В полной мере пока еще нет, но возможность, частично помогающая стабилизировать психическое равновесие, есть. Это работа с эмоциями.
В наши дни эта тема становится особо актуальной и в психологической науке. Западная мысль выдвигает на первый план развитие и изучение эмоционального интеллекта (EQ). Интеллектуалы, не разбирающиеся в своих и чужих чувствах уже считаются недостаточно компетентными для руководства современными коллективами и компаниями.
Термин «эмоциональный интеллект» был введен в начале 90-х годов XX века американскими психологами Джоном Мейером и Питером Сэловеем. Они оценивают умение управлять не знаниями, а эмоциями. А ученые из Гарвардского университета, изучая карьерный рост отдельных специалистов, сделали вывод, что лишь 20% нашего успеха зависят от развитого интеллекта, «а 80% — приходится на долю эмоционального интеллекта. Умение не только слушать, но и слышать собеседника является здесь ключевым в понимании этого термина.
Эмоционально одаренный человек может «нащупать» причину раздражения партнера, и по бизнесу тоже, логически поясняя свое понимание действия собеседника, а не реагируя эмоцией на эмоцию. Обладатель высокого EQ старается проявлять внимание к словам других людей. Тогда эмоциональный интеллект становится вровень с запасом опыта и навыков в работе.
Возможность различать содержание текста и его эмоциональную окраску, во многом помогает партнерам или бизнесменам понять замысел (как правило, скрытый) переговоров. Самое отрицательное свойство эмоций и чувств в том, что они закрывают доступ информации к разуму и мешают пониманию и особенно запоминанию. Поэтому "околокризисная" ситуация сегодня играет именно эту эмоциональную преграду. На это следует обращать наше пристальное внимание и оценку этого фона в коллективе.
В оптической сфере деятельности, где и оптовики и розничный сектор работают в небольших фирмах, где личностное общение преобладает, всякое изменение поведения отдельного сотрудника считывается очень быстро и может спровоцировать негативную эмоцию. Причиной тому может быть естественная, а не преднамеренная ситуация непонимания обстоятельств, которые выражены руководителем неадекватно привычной ранее форме. В данном случае требуется немедленная логическая проработка ситуации, прежде всего самим руководителем. Так советует методика.
Вышеназванные обстоятельства были вызваны эмоциями низкой интенсивности, как их называют психологи. К ним относится и гнев. Это самые сложные в управлении эмоции. Здесь, главное, вовремя заметить их зарождение. Конечно, решение, это как говорится этого не допускать. Но, если! Выход эмоции, если она произошла ее уже не остановить. Но можно и нужно дать ей контекст развития. Иногда агрессию нельзя отменить! Ее надо понять, вычленить и направить в нужное русло. И поэтому надо научиться проговаривать эмоции низкой интенсивности. Надо начать делать то, чему нас не учили.
Сегодня в решении таких ситуаций нам могут помочь люди старшего поколения, носители человеческой мудрости. Их авторитет и эмоциональная сдержанность здесь неоценимый потенциал.
Нет эмоций плохих и хороших. Они все наше достояние в процессе эволюции. Надо только начать их распознавать и научиться проговаривать.
Интеллект как таковой это способность решать комплексные проблемы при изменяющихся обстоятельствах и базируется он на знаниях. Эмоциональный интеллект складывается из умения понимать собственные эмоции и направлять их на отношения с окружающими людьми.
В связи с развитием средств массовой информации западная мысль становится известной довольно быстро. Но, как известно, проблемы ее использования и внедрения растягиваются у нас на годы. Тоже самое, наверно будет и с идеями практического регулирования эмоциональными «технологиями». Однако напомним себе, что еще на заре освоения космоса, отечественные психологи объявляли о том, что в замкнутом пространстве ракетного корабля психологическая и эмоциональная совместимость — это серьезная медицинская проблема. И она решается, и эмоции тестируются. Сегодня в среде специалистов по оценке персонала наметился действительный интерес и даже увлечение эмоциональным интеллектом. С уверенностью можно сказать, что сложившиеся в «оптиках» и оптовых фирмах коллективы имеют свою психологическую атмосферу. Здесь добрую помощь оказывают работники-женщины, они во многом своей интуицией поддерживают эмоциональную среду, ее целостность.
Эмоции в человеке развиваются с рождения, а знания в процессе взросления. Эти два фактора существуя в одном организме, тем не менее находятся в определенном конфликте и только сама деятельность стимулирует тот, или иной приоритет. Так возникает профессиональный «крен», иными словами происходит сдерживание эмоций. «Батарея» не может не разрядиться. И как всегда не вовремя. Вот возможную интенсивность проявления эмоций и выявляет тест, когда проговаривается эта характеристика личности. Здесь может решится задача работать ли человеку в отдельной комнате, или двигаться по коридорам фирмы.
Для руководителей следует напомнить, что их совещания и «летучки» можно использовать для снятия стрессовых напряжений и вместе с производственными вопросами включать темы эмоциональной релаксации и они будут не столь односторонними. При той профессиональной интенсивности, которая культивируется самим производством и экономическими стимулами — нужно найти эмоциональные паузы. Эмоции все равно свою часть времени возьмут.
И методики, и тесты практической психологии, возникшие в последние время, все они направлены на развитие конкретных способностей отдельного человека, на их максимальную эффективность. В частности, он может о себе узнать через уровень эмоционального интеллекта и личностную характеристику то, что он ранее не знал. Это могут быть такие черты характера как: достаточная уверенность в себе и способность разбирается в сфере человеческих чувств и отношений, степень организованности, чувство чуткости, умение выстраивать определенную психологическую защиту от неприятностей и т. д. и т. п. Выявление таких качеств личности позволяет работнику знать какие из них надо совершенствовать, а какие нет.
Как пишет американский психолог Дэниел Гоулман: «Мозг располагает системой регулирования эмоций — миндалевидной железой в той части головного мозга, которая управляет чувствами...
Если эта железа слишком чувствительна, то мы становится сверхчувствительными. Существует искусство применения своих эмоций — это и есть эмоциональный интеллект. Эмоции можно сделать разумными, если вести себя разумно по отношению к ним».
На путях комплексной оценки личности возник еще один критерий. И мы теперь о нем знаем. А значит вооружены этой информацией. В нашей стране организационно он только обозначен. Сможет ли прижиться покажет время. Однако, то что эмоциональная сфера человека вошла в систему мышления и область для обсуждения — это действительно новый вызов XXI века.
Если попробовать резюмировать вышесказанные тезисы, то эта модель эмоционального интеллекта определяет четыре параметра нашего внимания.
- Эмоции являются сигналом о важных событиях — внутренних и внешних. Важно понимать как свои чувства, так и то, что испытывают другие люди.
- То, как мы себя чувствуем, влияет на то, как и о чем мы думаем. Эмоции направляют наше внимание. Они готовят нас к определенным действиям и влияют на мыслительный процесс.
- Понимание эмоций. Особую важность приобретает умение находить источник эмоций, умение распознавать связи между словами и ощущениями, осознавать переходы от одной эмоции к другой, возможное их развитие.
- Управление эмоциями. Для этого необходимо принимать эмоции вне зависимости от того положительно или отрицательно мы их оцениваем.
Если попробовать кратко ответить на заголовок нашей статьи, то неуправляемые эмоции — это зло, а управляемые — благо.
Умение и желание человека несут с собой способность определить эмоции по физическому состоянию и мыслям, по внешнему виду и поведению. Управление или включает в себя необходимость точно выражать свои чувства и потребности, связанные с ними, другим людям.
Использование феномена эмоций помогает понять, как можно думать более эффективно. Управляя своими чувствами, человек получает возможность взглянуть на мир с разных точек зрения и более эффективно решать свои проблемы.
Поскольку эмоции содержат информацию и влияют на мышление, то следует принимать их во внимание при построении логических цепочек, решении различных задач, принятии решений и выборе варианта поведения. Речь идет об умении вызывать или заглушать конкретные чувства в зависимости от их информативности или пользы. Важно научиться управлять своими и чужими эмоциями.
Автор статьи Анатолий Родионов, журнал "Оправы и линзы"*
*Архив журнала с правом публикации в онлайн-источниках передан мне после ухода из жизни исполнительного редактора Андрея Ситникова.
Добавьте описание
Елена, основатель и бизнес-тренер Школы продаж в оптике Дмитренинг
🔹 Чат для общения оптиков в Телеграм
🔹 Тик-Ток
🔹 Youtube
🔹 RuTube
🔹 Boosty