Найти тему

Эмоции — это благо или зло?

Оглавление

Осторожность, осторожность и еще раз осторожность. Вот, наверное, таким может стать девиз настоящего момента, не­ожиданно явившегося экономического кризиса. Такая эмо­циональная оценка естественна, поскольку ситуация еще не определила все свои негативные «возможности». Однако разум подсказывает нам, что при этом нужно предприни­мать хотя и очень взвешенные, но действия. Чувства и разум вступили в конфронтацию. И заметим на нашем собственном поле человеческого, обыденного существования. Есть ли пути для примирения? Стимулирует ли внешняя ситуация к про­явлению способностей индивидуума, которые ранее дремали? В полной мере пока еще нет, но возможность, частично помо­гающая стабилизировать психическое равновесие, есть. Это работа с эмоциями.

В наши дни эта тема становится особо актуальной и в психологической науке. Западная мысль выдвигает на первый план развитие и изучение эмоционального интеллекта (EQ). Интеллектуалы, не разбирающиеся в своих и чужих чувствах уже считаются недостаточно компетентными для руковод­ства современными коллективами и компаниями.

Термин «эмоциональный интеллект» был введен в начале 90-х годов XX века американскими психологами Джоном Мейе­ром и Питером Сэловеем. Они оценивают умение управлять не знаниями, а эмоциями. А ученые из Гарвардского уни­верситета, изучая карьерный рост отдельных специалистов, сде­лали вывод, что лишь 20% нашего успеха зависят от развитого интеллекта, «а 80% — приходится на долю эмоционального ин­теллекта. Умение не только слушать, но и слышать собесед­ника является здесь ключевым в понимании этого термина.

Эмоционально одаренный человек может «нащупать» причину раздражения партнера, и по бизнесу тоже, логиче­ски поясняя свое понимание действия собеседника, а не реа­гируя эмоцией на эмоцию. Обладатель высокого EQ старается проявлять внимание к словам других людей. Тогда эмоцио­нальный интеллект становится вровень с запасом опыта и навыков в работе.

Возможность различать содержание текста и его эмоцио­нальную окраску, во многом помогает партнерам или бизнес­менам понять замысел (как правило, скрытый) переговоров. Самое отрицательное свойство эмоций и чувств в том, что они закрывают доступ информации к разуму и мешают пони­манию и особенно запоминанию. Поэтому "околокризисная" ситуация сегодня играет именно эту эмоциональную прегра­ду. На это следует обращать наше пристальное внимание и оценку этого фона в коллективе.

В оптической сфере деятельности, где и оптовики и розничный сектор работают в небольших фирмах, где лич­ностное общение преобладает, всякое изменение поведения отдельного сотрудника считывается очень быстро и может спровоцировать негативную эмоцию. Причиной тому может быть естественная, а не преднамеренная ситуация непони­мания обстоятельств, которые выражены руководителем не­адекватно привычной ранее форме. В данном случае требует­ся немедленная логическая проработка ситуации, прежде всего самим руководителем. Так советует методика.

Вышеназванные обстоятельства были вызваны эмоциями низкой интенсивности, как их называют психологи. К ним относится и гнев. Это самые сложные в управлении эмоции. Здесь, главное, вовремя заметить их зарождение. Конечно, решение, это как говорится этого не допускать. Но, если! Выход эмоции, если она произошла ее уже не остановить. Но можно и нужно дать ей контекст развития. Иногда агрессию нельзя отменить! Ее надо понять, вычленить и направить в нужное русло. И поэтому надо научиться проговаривать эмоции низкой интенсивности. Надо начать делать то, чему нас не учили.

Сегодня в решении таких ситуаций нам могут помочь люди старшего поколения, носители человеческой мудрости. Их авторитет и эмоциональная сдержанность здесь неоцени­мый потенциал.

-2

Нет эмоций плохих и хороших. Они все наше достояние в процессе эволюции. Надо только начать их распознавать и научиться проговаривать.

Интеллект как таковой это способность решать комплекс­ные проблемы при изменяющихся обстоятельствах и базиру­ется он на знаниях. Эмоциональный интеллект складывается из умения понимать собственные эмоции и направлять их на отношения с окружающими людьми.

В связи с развитием средств массовой информации за­падная мысль становится известной довольно быстро. Но, как известно, проблемы ее использования и внедрения растяги­ваются у нас на годы. Тоже самое, наверно будет и с идеями практического регулирования эмоциональными «технологи­ями». Однако напомним себе, что еще на заре освоения кос­моса, отечественные психологи объявляли о том, что в зам­кнутом пространстве ракетного корабля психологическая и эмоциональная совместимость — это серьезная медицинская проблема. И она решается, и эмоции тестируются. Сегодня в среде специалистов по оценке персонала наметился действи­тельный интерес и даже увлечение эмоциональным интел­лектом. С уверенностью можно сказать, что сложившиеся в «оптиках» и оптовых фирмах коллективы имеют свою пси­хологическую атмосферу. Здесь добрую помощь оказывают работники-женщины, они во многом своей интуицией под­держивают эмоциональную среду, ее целостность.

Эмоции в человеке развиваются с рождения, а знания в процессе взросления. Эти два фактора существуя в одном ор­ганизме, тем не менее находятся в определенном конфликте и только сама деятельность стимулирует тот, или иной прио­ритет. Так возникает профессиональный «крен», иными сло­вами происходит сдерживание эмоций. «Батарея» не может не разрядиться. И как всегда не вовремя. Вот возможную интен­сивность проявления эмоций и выявляет тест, когда проговаривается эта характеристика личности. Здесь может ре­шится задача работать ли человеку в отдельной комнате, или двигаться по коридорам фирмы.

-3

Для руководителей следует напомнить, что их совещания и «летучки» можно использовать для снятия стрессовых на­пряжений и вместе с производственными вопросами включать темы эмоциональной релаксации и они будут не столь односторонними. При той профессиональной интенсивно­сти, которая культивируется самим производством и эконо­мическими стимулами — нужно найти эмоциональные пау­зы. Эмоции все равно свою часть времени возьмут.

И методики, и тесты практической психологии, возник­шие в последние время, все они направлены на развитие конкретных способностей отдельного человека, на их мак­симальную эффективность. В частности, он может о себе узнать через уровень эмоционального интеллекта и лич­ностную характеристику то, что он ранее не знал. Это могут быть такие черты характера как: достаточная уверенность в себе и способность разбирается в сфере человеческих чувств и отношений, степень организованности, чувство чуткости, умение выстраивать определенную психологиче­скую защиту от неприятностей и т. д. и т. п. Выявление таких качеств личности позволяет работнику знать какие из них надо совершенствовать, а какие нет.

Как пишет американ­ский психолог Дэниел Гоулман: «Мозг располагает системой регулирования эмоций — миндалевидной железой в той части головного мозга, которая управляет чувствами...

Если эта железа слишком чувствительна, то мы становится сверх­чувствительными. Существует искусство применения своих эмоций — это и есть эмоциональный интеллект. Эмоции можно сделать разумными, если вести себя разумно по отношению к ним».

На путях комплексной оценки личности возник еще один критерий. И мы теперь о нем знаем. А значит вооружены этой информацией. В нашей стране организационно он только обозначен. Сможет ли прижиться покажет время. Однако, то что эмоциональная сфера человека вошла в систему мышле­ния и область для обсуждения — это действительно новый вызов XXI века.

-4

Если попробовать резюмировать вышесказанные тезисы, то эта модель эмоционального интеллекта определяет четы­ре параметра нашего внимания.

  1. Эмоции являются сигналом о важных событиях — вну­тренних и внешних. Важно понимать как свои чувства, так и то, что испытывают другие люди.
  2. То, как мы себя чувствуем, влияет на то, как и о чем мы думаем. Эмоции направляют наше внимание. Они готовят нас к определенным действиям и влияют на мыслительный процесс.
  3. Понимание эмоций. Особую важность приобретает умение находить источник эмоций, умение распознавать свя­зи между словами и ощущениями, осознавать переходы от одной эмоции к другой, возможное их развитие.
  4. Управление эмоциями. Для этого необходимо прини­мать эмоции вне зависимости от того положительно или от­рицательно мы их оцениваем.

Если попробовать кратко ответить на заголовок нашей статьи, то неуправляемые эмоции — это зло, а управляемые — благо.

Умение и желание человека несут с собой способность определить эмоции по физическому состоянию и мыслям, по внешнему виду и поведению. Управление или включает в себя необходимость точно выражать свои чувства и потребности, связанные с ними, другим людям.

Использование феномена эмоций помогает понять, как можно думать более эффективно. Управляя своими чув­ствами, человек получает возможность взглянуть на мир с разных точек зрения и более эффективно решать свои про­блемы.

Поскольку эмоции содержат информацию и влияют на мышление, то следует принимать их во внимание при по­строении логических цепочек, решении различных задач, принятии решений и выборе варианта поведения. Речь идет об умении вызывать или заглушать конкретные чувства в за­висимости от их информативности или пользы. Важно нау­читься управлять своими и чужими эмоциями.

Автор статьи Анатолий Родионов, журнал "Оправы и линзы"*

*Архив журнала с правом публикации в онлайн-источниках передан мне после ухода из жизни исполнительного редактора Андрея Ситникова.

-5

Добавьте описание

Елена, основатель и бизнес-тренер Школы продаж в оптике Дмитренинг

🔹 Яндекс.Дзен

🔹 Телеграм-канал

🔹 Чат для общения оптиков в Телеграм

🔹 Тик-Ток

🔹 ВКонтакте

🔹 Одноклассники

🔹 Youtube

🔹 RuTube

🔹 Boosty