Любители Гарри Поттера на месте? Я уверен, что да, ведь я тоже из их числа. Это же не имеющее аналогов сказочное приключение, полное самых разнообразных тем, затрагивающие сердца от мала до велика! Попытки повторить успех поттерианы были, о да, в особенности преуспел неугомонный Дмитрий Емец, наклепавший кучу книжек про Таню Гроттер и ее друга, прости Господи, Баб Ягуна. Но это воспринималось скорее как пародия с ироничным характером и уж тем более без особого стремления скроить единый магический мир, аспекты которого были бы логичны и ясны.
Но при всем уважении к зеленоглазому мальчику со шрамом в виде молнии и его создательнице, если вам старше 14 лет, то вы неизбежно начнете задавать вопросы по этой волшебной вселенной. И если начать вдумываться, то вопросов наберется чересчур много, например: а как в мире Гарри Поттера технически работает магия? Есть ли у волшебников предел колдовства или что-то вроде маны? Откуда они вообще черпают свои силы? Зачем нужны волшебные палочки, если многие могут колдовать просто руками? Почему одним волшебство дается лучше, чем другим? И нет, это не зависит от чистоты крови или древности магической фамилии (вспомните Гермиону). А почему дети не могут сразу научиться сложным заклинаниям? Есть ли вообще какая-либо система в обучении волшебников? А как насчет отразить магловский огнестрел, способен ли рядовой маг на это? И почему такой хитроумный и могущественный темный маг, как Волдеморт спрятал частички своей души в таких очевидных местах, что даже школьники старших курсов без особого труда их нашли? Грубо говоря, если вдуматься, многие персонажи в серии Гарри Поттера ведут себя довольно глупо и безответственно, выезжая лишь на сюжетных роялях. И даже не пытайтесь тут спорить со мной, все семь книг читаны мной не раз и не два, они все также горячо мной любимы, но в них есть вещи, объяснению которых уделено катастрофически мало времени, либо не уделено вообще.
И представьте себе, попытки ответить на все вышеперечисленные вопросы тоже были! Первой значимой фигурой в этом деле стал Элиезер Юдковский, специалист по рационализму и проблемам искусственного интеллекта. Начавшееся как простой фанфик по мотивам вселенной Гарри Поттера, его произведение разрослось до полновесного романа и носит название "Гарри Поттер и методы рационального мышления". Это прекрасная фантазия на тему того, как бы выглядел мир магии, если бы в нем было все логично и рационально. Все герои, включая и Поттера, и Волдеморта максимально прагматичны и анализируют каждый свой шаг с великой скрупулёзностью. Таким образом, их противостояние превращается не просто в битву двух волшебников, а в некую теневую шахматную игру двух мастермайндов, где каждый продумывает свой ход на 10 шагов вперед. И вот уже наш Волдеморт абсолютно рационально прячет частички своей души в самых недоступных для кого-либо местах, таких как золотая табличка на космическом аппарате "Вояджер", покинувшем пределы Солнечной системы. Он ведь не хочет глупо помереть, верно? Поэтому всем фанатам Гарри Поттера я рекомендую прочитать эту замечательную работу, ее текст официально находится в открытом доступе:
Но это все равно немного не то, ведь за основу снова взят уже созданный Роулинг мир. А как насчет нового магического мира со своей историей, географией и мифологией, созданного с нуля, где волшебники также учатся в академии, сдают экзамены, попадают в судьбоносные переплеты и противостоят могущественным врагам? В котором к тому же все логично объяснено, понятно читателю и не вызывает многочисленных вопросов?
Добро пожаловать в "Мать ученья" - сетевая новелла, которой разродился хорватский любитель фэнтези Домагой Курмаич, скрывавшийся под никнеймом nobody103. Это настоящая хардкорная работа на тему магов, системе обучения волшебству и постоянному рациональному самосовершенствованию. Кроме того, роман имеет и довольно увлекательный сюжет.
Зориан Казински - молодой волшебник-третьекурсник, вновь отправляющийся грызть гранит магических наук в местный Хогвартс, учеба в котором выстроена по строгому принципу и хорошо систематизирована. Спустя месяц во время праздника Летнего Фестиваля на академию магии нападают недоброжелатели, во много раз превосходящие силами и могуществом любого из преподавателей, не говоря уже об учениках. В попытке спастись Зориан погибает, но по воле случая, убивает его хитроумное заклинание, отправляющее его душу во временную петлю длиною в месяц. По окончании месяца весь мир и произошедшие в нем события откатывается, но память, опыт и знания, накопленные Зорианом за цикл, остаются с ним. Понимая, что он никакой не избранный с суперсилами, а очень даже посредственный волшебник, наш герой ставит перед собой задачи - разобраться, что произошло, выбраться из петли невредимым и переиграть недоброжелателей. Ведь единственное, что отличает его от других - любовь к книгам и природное усердие в постижении наук. Но возникает проблема - вскоре он понимает, что в петле вместе с ним еще и сам главзлодей, возможности которого находятся за гранью понимания. Поэтому для Зориана все сводится к одному - используя безграничный временной запас прокачаться до УберНагибатора 999 левела и встретиться с главгадом лицом к лицу.
Первое, что хочется сказать - пословицу "Повторение - мать ученья" было бы неплохо также дополнить второй: "Краткость - сестра таланта", так как роман довольно объемный - три томика "Даров Смерти", если измерять в Гарри Поттерах. Но бесталанным назвать автора язык не поворачивается, так как повествование захватывает с первых страниц без всяких длинных предисловий. Ну а растянутость веб новелл всем очевидна - лишние главы кормят писателя, поэтому в его интересах замедлить приближение конца, насколько это возможно. Понравилось насколько Домагой проработал здесь магию, как она устроена, как изучается и на чем основана ее сложность - настоящий научный трактат! Ну и отдельный респект за создание собственной магической вселенной со своей географией, историей, политикой и философией, в которую очень интересно погрузиться. Поначалу будут возникать вопросы по поводу того, что значит это, а что значит то, но будьте терпеливы - все когда-нибудь точно будет разъяснено очень подробно. Небольшая затянутость некоторых сюжетных линий присутствует, но как только вы почувствуете, что устали, автор переворачивает все с ног на голову, и вот вы снова провели полночи за чтением в маниакальном желании узнать что дальше - очень грамотная работа над балансом сюжета. Если вспоминать другую прочитанную мной сетевую публикацию - супергероического "Червя" Маккрэя, то посыл Домагоя совершенно другой. Если "Червь" был об использовании как раз очень ограниченного набора способностей против намного более сильного противника, заставляя использовать смекалочку, блеф и тактические приемы, то тут наоборот - как в минимальные сроки стать архимагом, силой приближенного к божественной.
Но есть и небольшой минус - практически полное отсутствие описаний! Ни как устроена академия внешне, ни улицы города, ни интерьеры комнат, таверн, да что там! Даже описания внешности героев и их одеяний на страницах вы практически не найдете. Единственное, на чем останавливается автор - цвет волос и телосложение, для него этого вполне достаточно. С другой стороны я понимаю, добавь в "Мать Ученья" еще и всевозможные описания, она потяжелела бы минимум на треть, а это еще один том "Даров Смерти", между прочим!
В общем, если вы соскучились по магии, молоденьким волшебникам и ведьмочкам, обучающимся новым заклинаниям у странноватых учителей, атмосфере безбашенных приключений и эпических квестов - крайне рекомендую эту книгу! Не пожалеете.
Ставьте LIKE, если понравилось и подписывайтесь, чтобы заценить больше крутых книг от известных и не очень авторов в жанре sci-fi/horror и не только.