Найти тему
Яркий фотомаркет

Зачем фотографу рефлектор.

Профессиональная студийная фотография - это, в первую очередь, работа с постановкой искусственного освещения. Искусственное освещение формируется с помощью одного или нескольких источников света, оборудованных светоформирующими насадками: софтбоксами и рефлекторами. Причем софтбоксы (например, Godox SB-MS6060 или FST SB-030), несмотря на свою громоздкость и относительную сложность конструкции, являются насадками, требующими минимальной квалификации от работающего с ними оператора, так как дают мягкое бестеневое освещение. А вот простые с виду рефлекторы (Falcon Eyes R-175 BW, Godox RFT-14 Pro 60°, Profoto Zoom Reflector) являются инструментом истинного профессионала и эффективно использовать их может далеко не каждый. Ведь с помощью их можно получить, в основном, источник жесткого освещения, при неосторожном использовании которого неизбежно формируются достаточно глубокие и резкие тени. Это заставляет большинство начинающих фотографов отказаться от этой насадки в своей практике, что сильно ограничивает творческие возможности студийной съемки.

Так все-таки зачем нужен этот непослушный рефлектор и как им правильно работать — на эти основные вопросы и предлагаем ответить в материале данной статьи.

Начать стоит с описания особенностей использования стандартного семидюймового рефлектора (это самый распространенный рефлектор: Falcon Eyes R-175 BW, Profoto Zoom Reflector, Falcon Eyes R-175HC Kit — входит в состав кита), который идет в наборе практически к каждому продаваемому осветителю в форм-факторе моноблока. Во-первых, использование рефлектора без дополнительных аксессуаров к нему малоэффективно, именно по этой причине у начинающих студийных фотографов не получается с ними работать. Если установить рефлектор на студийный прибор и включить освещение (на импульсном моноблоке для наглядности можно включить пилотный свет), то будет видно следующее:

1. В случае использования импульсного осветителя в центре светового пятна от рефлектора будут видны бесформенные тени. Это результат неравномерного распределения светового потока внутри самого рефлектора, так как лампа пилотного света, как и лампа-вспышка внутри рефлектора, имеют определенную форму и не являются точечными источниками света.

2. На краях светового пятна, образуемого рефлектором, установленным на импульсный прибор, будет наблюдаться достаточно резкий двоящийся светотеневой контур. Такой характерный рисунок теней формируется за счет переотражения светового потока от зеркальных краев рефлектора.

3. При использовании импульсного света, замена стандартного рефлектора на рефлекторы другой формы (например, Godox RFT-14 Pro 60°, Godox RFT-13 Pro 65°, Profoto WideZoom, Profoto TeleZoom 337mm и Profoto NarrowBeam 32°)или размера, приведут к контролируемому изменению характера светового пятна. Диапазон таких изменений весьма широк, можно создать равномерное пятно освещенности, а можно наоборот, с акцентом освещенности в центре или по краям светового пятна. Такая гибкость в управлении светового потока делает работу с рефлекторами особенно ценной.

4. В случае использования рефлектора на современном светодиодном источнике света края светового пятна будут оформлены более аккуратно (без двоения теневого контура), также будут отсутствовать и посторонние тени на освещенной поверхности. Однако сама форма рефлектора не будет воздействовать на характер светового пятна, так как сам светодиод уже обладает некоторым фиксированным углом освещения. Рефлектор на светодиодных осветителях выполняет функцию отсекателя остаточного светового потока по краям основного угла освещения установленного светодиода и не влияет на характер создаваемого светового пятна.

Как видно из вышеприведенного описания, стандартный рефлектор имеет свои особенности использования. Чтобы научиться эффективной работе с ним, необходимо придерживаться определенных правил его использования.

При работе с импульсными источниками света (например, на Godox Gemini GS200II):

- Установка матового стеклянного защитного колпака (пайрекса) исключит образование посторонних теней внутри светового пятна от рефлектора, уменьшит раздвоение теней на краях светового пятна за счет растушевки самого светового пятна.

- Использование на рефлекторе высокотемпературного матового рассеивающего фильтра (фолий) приведет к полному размытию формы сформированного рефлектором светового пятна. При этом от изменения диаметра самого рефлектора (при замене стандартного 7“ на рефлектор большего диаметра) изменяется степень жесткости светотеневого рисунка на освещаемом объекте.

- При использовании сотовых насадок с разным размером ячейки происходит изменение угла освещения рефлектора и эффектное размытие краев светового пятна.

-2

Попробуйте со светодиодными источниками света (приборы класса Raylab RL-100 Sunlight или Godox Knowled M600D) все намного проще. Применение фолиевого фильтра становится обязательным (варианты крепления фильтра на рефлектор: Profoto Grid & Filter holder, Falcon Eyes DEA-BHC), при этом характер освещения можно менять дополнительным использованием сотовых насадок и выбором размера используемого рефлектора.

Теперь, когда все правила работы с рефлектором и его особенности подробно рассмотрены, можно перейти к обзору вариантов использования этой полезной насадки.

Рефлекторы предназначены для создания и модуляции освещения от источника жесткого освещения. Применение рефлекторов позволяет активно выявлять фактуру поверхностей объекта съемки, будь то кожа модели (например, съемка возрастных и мужских портретов) или поверхность какого-либо предмета. Также с помощью рефлекторов возможно выделение локальных участков сюжета, имитация пространственных искажений (за счет резких теней) и даже дефрагментация объекта съемки. Ни с одной из этих задач софтбокс справиться просто неспособен.

Снимок выполнен с использованием двух стандартных рефлекторов (7") и сотовой насадки.
Снимок выполнен с использованием двух стандартных рефлекторов (7") и сотовой насадки.

Кроме того, рефлектор - это инструмент, позволяющий менять характер освещения внутри самого светового пятна, которое он образует. Правильно подобрав параболический рефлектор можно акцентировать освещение на лице портретируемого или, наоборот, выбрав сферический рефлектор равномерно распределить освещение по всей площади снимаемого объекта. Если фотограф активно использует в своих работах моделирующее освещение, то без рефлекторов ему опять не обойтись. Основой парка его светоформирующих насадок в таком случае станут параболические и конусные рефлекторы: Godox SN-04, FST SN-200, Godox SN05 Pro, Profoto OCF Snoot. Создание теневой виньетки на равномерном фоне такжевозможно только при использовании рефлектора с установленными на нем сотами: Profoto Grid Kit 180 мм, FST BD-300, Profoto Clic Grid 10°, Grid 10° 180 mm.

-4

Что касается теней на фоне, образующихся при работе с рефлекторами, они могут быть легко выведены из границ кадра при правильном выборе угла освещения самого объекта съемки.

-5

В общем, как показывает практика профессиональной студийной съемки, рефлекторов должно быть много и рефлекторы должны быть разные. Кроме того, для эффективного использования этих рефлекторов необходимо наличие основных насадок для них: соты, фильтры, шторки.

А как часть вы используете рефлекторы при постановке студийного освещения? И какие источники света (вспышки или светодиодные осветители) вы предпочитаете использовать в студийной съемке?

© Автор: Илья Лукьянов, "Яркий фотомаркет", 2023 г.