Не знаю почему, но как правило имя Эдсель Форд ассоциируется именно с коммерческим провалом компании. Автомобиль и марка, названная именем единственного сына предпринимателя посадившего мир на колеса, оказались столь неудачными, что даже после смерти единственного отпрыска, а Эдсель скончался задолго до появления марки Edsel, даже набрав в поисковике его имя непременно натолкнется именно на машину, а не на человека. Так каково же было быть сыном Генри Форда? Что бы ответить на этот вопрос необходимо переместиться во времени, а именно в XIX век, где у тогда еще никому неизвестного Генри и Клары Брайант родился первенец. Который впоследствии круто изменил не только компанию отца, но и автомобили.
Эдсель Брайант Форд родился 6 ноября 1893 года в Детройте, штат Мичиган. Мальчику было всего шесть недель когда его отец запустил свой первый двигатель, это произошло прямо на кухне, по адресу Бегли Авеню 58. В 2,5 года Эдсель стал первым пассажиром действующего прототипа который Генри назвал - Quadricycle.
Конечно же Эдсель не мог не интересоваться дизайном. После учебы в Детройтской университетской школе он бежал на завод Ford в Хайленд-Парке. Кстати первые эскизы будущих автомобилей он показал отцу в 1903 году, в год основания фирмы. Мальчик впитывал всю информацию как губка. Он не гнушался работать на сборочной линии, почтовом офисе, ходил в инженерный отдел. В возрасте 12 лет Эдсель показывает чертежи модели автомобиля собственной разработки, он решил назвать ее Model N. Машина инженерам и главное отцу не понравилась, но Эдсель рук не опустил. А продолжал планомерно изучать дело и вникать во все подробности производственного цикла. После окончания школы в 1912 году Эдсель присоединяется к Ford Motor Company, всего лишь в качестве ученика! Генри не делал поблажек ни себе, ни окружающим и фамилия Форд не была пропуском в большую жизнь. Но уже 1915 Эдсель был избран секретарем компании. А в 1917 году он стал самым молодым вице-президентом, на тот момент ему 24 года. Причем опыт полученный в юношестве позволил ему сразу взять в свои руки всю ответственность за продажи, закупки и рекламу.
За один год до этого события, в 1916 году, Эдсель женился на Элеоноре Лоутиан Клэй, с которой познакомился на танцах много лет назад. У этой пары было четверо детей: Генри Форд II, родившийся в 1917, Бенсон Форд - 1919 год, Жозефина Клэй - 1923 и Уильям Клей - 1925 года рождения. Первоначально семья обитала в районе Индиан-Виллидж в Детройте, а затем поселилась в своем поместье, спроектированное Альбертом Каном, в Гауклер-Пойнт-Пойнтс в Гросс-Пойнт-Шорс.
В 1918 году происходит событие полностью перевернувшее жизнь Эдселя. Дело все в том, что его Генри Форд которого теперь называют Первым, уходит в отставку с поста президента Ford Motor Company. Хитрый Генри решил таким образом отделаться от акционеров. А поскольку все знали о его неуступчивом характере, то лучшим вариантом было назначить вместо себя сына. В 1919 Эдсель становится президентом и тут же начинает переговоры о покупке всех акций. Именно при нем Ford Motor Company станет семейным предприятием. Правда столь высокий пост вовсе не означал, что Генри не вмешивался в дела фирмы. Однако активная мировая экспансия началась именно при Эдселе Форде.
Видя, что интерес к дорогим автомобилям набирает обороты Эдсель всеми правдами и неправдами уговаривает отца расширить линейку моделей и в 1922 году Ford приобретает у Генри Лилланда Lincoln Motor Company. Обратите внимание на фотографию. Документы подписывают Эдсель и Лилланд, но именно за сыном маячит сам Генри. Который вроде как отошел от дел.
Неугомонный Эдсель пытается не только управлять компанией, но и занимается проектированием автомобилей и их дизайном. Понимая, что время не стоит на месте он решается на отчаянный шаг и уговаривает отца внести более плавные и изогнутые линии в Model T. Больше того, он перечеркивает формулу отца, гласившую, что - автомобиль может быть любого цвета, если он будет черным. И палитра цветов кузова у "Жестянки Лиззи" расширяется. Именно Эдсель заставляет Генри начать выпуск более совершенной модели с индексом "А". И это его заслуга, что у машины появились гидравлические тормоза. Вот чего он не сумел сделать, так это доказать Генри Форду Первому, что в автомобиль нужно установить бензонасос. Генри считал это дорогим излишеством и в конечном итоге победил. Однако, бдительно следя за развитием автомобилей и основываясь на опыте конкурентов, Эдсель начинает производство шестицилидровых моторов. Его отец считал, что дав миру Ford V8 можно обойтись двумя силовыми агрегатами. Но сын убедил отца, что четверка кому-то покажется излишне слабой, а восьмерка слишком мощной.
В 1938 году Эдсел Форд и менеджер по продажам Ford Джек Дэвис решили запустить совершенно новый бренд для премиум-класса и дали ему имя Mercury. Они здраво, как и в случае с двигателями рассудили, что нужно расширить линейку автомобилей производимых компанией. И люди переросшие Ford не всегда могут позволить себе Lincoln. Так следует дать им возможность выбрать. Дебютный Mercury Eigh с 95-сильным двигателем V-8 продавался всего за 916 долларов США. И в первый же год его приобрело 65 тысяч человек. Это был коммерческий успех. Пусть подобное решение и стоило массы седых волос самому Эдселю. Отца уговорить стоило огромных трудов.
В аналогичной стилистике будет выпущен и Lincoln Zephyr V-12 а позднее и Lincoln Continental, которые он спроектировал вместе с Юджином "Бобом" Грегори. Об этом человеке стоит упомянуть особо.
Юджин начал свою карьеру дизайнера, когда был молодым человеком и жил в Нью-Йорке. Он занимался проектированием яхт. Именно это и позволило молодому художнику обзавестись связями с сильными мира сего. Обучавшийся в дизайнерской фирме Cox & Stevens (позже она стала именоваться Gibbs & Stevens) Грегори настолько увлек своим неординарным мышлением богатеев панировавших постройку лодок, что его сразу возвели в ранг мастера. Увы, ни имя, ни связи не помогли ему во времена кризиса 1929 года. И Грегори остался без работы. Он решается на отчаянную попытку и уезжает в Детройт, сердце автомобильной промышленности США. Там Юджин устраивается в корпорацию General Motors, откуда его с треском вышвыривают на улицу через несколько месяцев. И вот тут происходит их случайная встреча с Эдселем Фордом. Который поговорив с художником менее часа берет его на работу к свою компанию. В 1932 году Грегори всего 22 года, а он уже дизайнер корпорации Ford. В 1936 году появляется Lincoln Zephyr....
... а в 1939 Lincoln Continental
Однако карьера Грегори в Ford началась вовсе не с этих машин. Эдсель желает расширить рынки сбыта за счет Европы и дает задание молодому дизайнеру создать машину для Старого света. С работой придумать автомобиль Ford для рынка в Европе он справился. Так появляется Ford Model Y пришедшаяся по вкусу покупателям.
Грегори разработал и первую послевоенную модель для Америки, ей стал Mercury Series 9C. А после того как автомобиль сыграл главную роль со звездой Голливуда Джеймсом Дином "Бунтарь без причины", то продажи возросли многократно.
Грегори покинул Ford Motor Company вскоре после смерти Эдселя Форда в 1943 году. Через год он вернется назад, его уговорит сын Эдселя Генри Форд II, но через два года он хлопнув дверью покинет фирму и больше никогда за свою долгую жизнь к автомобильному дизайну не вернется.
Сам же Эдсель решает расширить бизнес империю своего отца. И не смотря на сопротивление последнего решается на покупку компании Stout Metal Aircraft Company. И начинает производить там самолеты Ford Tri-Motor. которые по аналогии с доделаю "Т" The Lizzie будут именовать The Goose. На базе этого предприятия позднее будет создана база для производства бомбардировщиков в годы Второй мировой войны. Кстати именно Эдсель внедрил конвейерную системы для массового производства боевых самолетов в 1941 году. Интересная деталь Эдсель Форд предложил пользоваться 35 патентами выданными на этот самолет собственной конструкции всем желающим. Он хотел подстегнуть развитие отрасли.
Сын Генри Форда был членом попечительского совета Детройтского института искусств (DIA)Именно он предложил художнику Диего Ривере создать фрески для музея. Написанная на стене работа Detroit Industry считаются лучшей работой в карьере художника.
Увы, никакие деньги не могут спасти человека и сделать его здоровым. Так и болезнь неожиданно подкралась к Эдселю Форду, он умер от рака желудка в возрасте 49 лет в мае 1943 года. В день похорон сына Генри Форд распорядился всем сотрудникам его империи по всему миру на одну минуту прекратить работу. Таким образом отец решил выразить знак признательности и уважения собственному единственному сыну.
Так легко ли было быть сыном Генри Форда? Кто-то скажет, что очень. Ведь Эдсель довольно быстро стал вице-президентом. Но что бы дойти до этой должности ему пришлось не мало постараться. Отец не прощал ошибок. Его практически невозможно было убедить в том, что нужно делать так, а не эдак. Отличный пример запуск автомобиля серии "А". Сколько трудов стоило уговорить Генри создать новую премиальную марку Mercury, пригласить на работу совсем молодого дизайнера и задать новый кузовной стиль для автомобилей, определивший развитие отрасли на несколько лет вперед. Ведь вроде бы ушедший со всех руководящих постов Генри постоянно вмешивался в работу. У него было две видение проблем и он не собирался считаться с чужим мнением, даже если это было мнение его собственного сына.