Найти тему
АвТОгус

Каково быть сыном самого Генри Форда?

Не знаю почему, но как правило имя Эдсель Форд ассоциируется именно с коммерческим провалом компании. Автомобиль и марка, названная именем единственного сына предпринимателя посадившего мир на колеса, оказались столь неудачными, что даже после смерти единственного отпрыска, а Эдсель скончался задолго до появления марки Edsel, даже набрав в поисковике его имя непременно натолкнется именно на машину, а не на человека. Так каково же было быть сыном Генри Форда? Что бы ответить на этот вопрос необходимо переместиться во времени, а именно в XIX век, где у тогда еще никому неизвестного Генри и Клары Брайант родился первенец. Который впоследствии круто изменил не только компанию отца, но и автомобили.

Эдсель Брайант Форд родился 6 ноября 1893 года в Детройте, штат Мичиган. Мальчику было всего шесть недель когда его отец запустил свой первый двигатель, это произошло прямо на кухне, по адресу Бегли Авеню 58. В 2,5 года Эдсель стал первым пассажиром действующего прототипа который Генри назвал - Quadricycle.

Конечно же Эдсель не мог не интересоваться дизайном. После учебы в Детройтской университетской школе он бежал на завод Ford в Хайленд-Парке. Кстати первые эскизы будущих автомобилей он показал отцу в 1903 году, в год основания фирмы. Мальчик впитывал всю информацию как губка. Он не гнушался работать на сборочной линии, почтовом офисе, ходил в инженерный отдел. В возрасте 12 лет Эдсель показывает чертежи модели автомобиля собственной разработки, он решил назвать ее Model N. Машина инженерам и главное отцу не понравилась, но Эдсель рук не опустил. А продолжал планомерно изучать дело и вникать во все подробности производственного цикла. После окончания школы в 1912 году Эдсель присоединяется к Ford Motor Company, всего лишь в качестве ученика! Генри не делал поблажек ни себе, ни окружающим и фамилия Форд не была пропуском в большую жизнь. Но уже 1915 Эдсель был избран секретарем компании. А в 1917 году он стал самым молодым вице-президентом, на тот момент ему 24 года. Причем опыт полученный в юношестве позволил ему сразу взять в свои руки всю ответственность за продажи, закупки и рекламу.

-2

За один год до этого события, в 1916 году, Эдсель женился на Элеоноре Лоутиан Клэй, с которой познакомился на танцах много лет назад. У этой пары было четверо детей: Генри Форд II, родившийся в 1917, Бенсон Форд - 1919 год, Жозефина Клэй - 1923 и Уильям Клей - 1925 года рождения. Первоначально семья обитала в районе Индиан-Виллидж в Детройте, а затем поселилась в своем поместье, спроектированное Альбертом Каном, в Гауклер-Пойнт-Пойнтс в Гросс-Пойнт-Шорс.

-3

В 1918 году происходит событие полностью перевернувшее жизнь Эдселя. Дело все в том, что его Генри Форд которого теперь называют Первым, уходит в отставку с поста президента Ford Motor Company. Хитрый Генри решил таким образом отделаться от акционеров. А поскольку все знали о его неуступчивом характере, то лучшим вариантом было назначить вместо себя сына. В 1919 Эдсель становится президентом и тут же начинает переговоры о покупке всех акций. Именно при нем Ford Motor Company станет семейным предприятием. Правда столь высокий пост вовсе не означал, что Генри не вмешивался в дела фирмы. Однако активная мировая экспансия началась именно при Эдселе Форде.

-4

Видя, что интерес к дорогим автомобилям набирает обороты Эдсель всеми правдами и неправдами уговаривает отца расширить линейку моделей и в 1922 году Ford приобретает у Генри Лилланда Lincoln Motor Company. Обратите внимание на фотографию. Документы подписывают Эдсель и Лилланд, но именно за сыном маячит сам Генри. Который вроде как отошел от дел.

-5

Неугомонный Эдсель пытается не только управлять компанией, но и занимается проектированием автомобилей и их дизайном. Понимая, что время не стоит на месте он решается на отчаянный шаг и уговаривает отца внести более плавные и изогнутые линии в Model T. Больше того, он перечеркивает формулу отца, гласившую, что - автомобиль может быть любого цвета, если он будет черным. И палитра цветов кузова у "Жестянки Лиззи" расширяется. Именно Эдсель заставляет Генри начать выпуск более совершенной модели с индексом "А". И это его заслуга, что у машины появились гидравлические тормоза. Вот чего он не сумел сделать, так это доказать Генри Форду Первому, что в автомобиль нужно установить бензонасос. Генри считал это дорогим излишеством и в конечном итоге победил. Однако, бдительно следя за развитием автомобилей и основываясь на опыте конкурентов, Эдсель начинает производство шестицилидровых моторов. Его отец считал, что дав миру Ford V8 можно обойтись двумя силовыми агрегатами. Но сын убедил отца, что четверка кому-то покажется излишне слабой, а восьмерка слишком мощной.

В 1938 году Эдсел Форд и менеджер по продажам Ford Джек Дэвис решили запустить совершенно новый бренд для премиум-класса и дали ему имя Mercury. Они здраво, как и в случае с двигателями рассудили, что нужно расширить линейку автомобилей производимых компанией. И люди переросшие Ford не всегда могут позволить себе Lincoln. Так следует дать им возможность выбрать. Дебютный Mercury Eigh с 95-сильным двигателем V-8 продавался всего за 916 долларов США. И в первый же год его приобрело 65 тысяч человек. Это был коммерческий успех. Пусть подобное решение и стоило массы седых волос самому Эдселю. Отца уговорить стоило огромных трудов.

-6

В аналогичной стилистике будет выпущен и Lincoln Zephyr V-12 а позднее и Lincoln Continental, которые он спроектировал вместе с Юджином "Бобом" Грегори. Об этом человеке стоит упомянуть особо.

-7

Юджин начал свою карьеру дизайнера, когда был молодым человеком и жил в Нью-Йорке. Он занимался проектированием яхт. Именно это и позволило молодому художнику обзавестись связями с сильными мира сего. Обучавшийся в дизайнерской фирме Cox & Stevens (позже она стала именоваться Gibbs & Stevens) Грегори настолько увлек своим неординарным мышлением богатеев панировавших постройку лодок, что его сразу возвели в ранг мастера. Увы, ни имя, ни связи не помогли ему во времена кризиса 1929 года. И Грегори остался без работы. Он решается на отчаянную попытку и уезжает в Детройт, сердце автомобильной промышленности США. Там Юджин устраивается в корпорацию General Motors, откуда его с треском вышвыривают на улицу через несколько месяцев. И вот тут происходит их случайная встреча с Эдселем Фордом. Который поговорив с художником менее часа берет его на работу к свою компанию. В 1932 году Грегори всего 22 года, а он уже дизайнер корпорации Ford. В 1936 году появляется Lincoln Zephyr....

-8

... а в 1939 Lincoln Continental

-9

Однако карьера Грегори в Ford началась вовсе не с этих машин. Эдсель желает расширить рынки сбыта за счет Европы и дает задание молодому дизайнеру создать машину для Старого света. С работой придумать автомобиль Ford для рынка в Европе он справился. Так появляется Ford Model Y пришедшаяся по вкусу покупателям.

-10

Грегори разработал и первую послевоенную модель для Америки, ей стал Mercury Series 9C. А после того как автомобиль сыграл главную роль со звездой Голливуда Джеймсом Дином "Бунтарь без причины", то продажи возросли многократно.

-11

Грегори покинул Ford Motor Company вскоре после смерти Эдселя Форда в 1943 году. Через год он вернется назад, его уговорит сын Эдселя Генри Форд II, но через два года он хлопнув дверью покинет фирму и больше никогда за свою долгую жизнь к автомобильному дизайну не вернется.

-12

Сам же Эдсель решает расширить бизнес империю своего отца. И не смотря на сопротивление последнего решается на покупку компании Stout Metal Aircraft Company. И начинает производить там самолеты Ford Tri-Motor. которые по аналогии с доделаю "Т" The Lizzie будут именовать The Goose. На базе этого предприятия позднее будет создана база для производства бомбардировщиков в годы Второй мировой войны. Кстати именно Эдсель внедрил конвейерную системы для массового производства боевых самолетов в 1941 году. Интересная деталь Эдсель Форд предложил пользоваться 35 патентами выданными на этот самолет собственной конструкции всем желающим. Он хотел подстегнуть развитие отрасли.

-13

Сын Генри Форда был членом попечительского совета Детройтского института искусств (DIA)Именно он предложил художнику Диего Ривере создать фрески для музея. Написанная на стене работа Detroit Industry считаются лучшей работой в карьере художника.

Увы, никакие деньги не могут спасти человека и сделать его здоровым. Так и болезнь неожиданно подкралась к Эдселю Форду, он умер от рака желудка в возрасте 49 лет в мае 1943 года. В день похорон сына Генри Форд распорядился всем сотрудникам его империи по всему миру на одну минуту прекратить работу. Таким образом отец решил выразить знак признательности и уважения собственному единственному сыну.

-14

Так легко ли было быть сыном Генри Форда? Кто-то скажет, что очень. Ведь Эдсель довольно быстро стал вице-президентом. Но что бы дойти до этой должности ему пришлось не мало постараться. Отец не прощал ошибок. Его практически невозможно было убедить в том, что нужно делать так, а не эдак. Отличный пример запуск автомобиля серии "А". Сколько трудов стоило уговорить Генри создать новую премиальную марку Mercury, пригласить на работу совсем молодого дизайнера и задать новый кузовной стиль для автомобилей, определивший развитие отрасли на несколько лет вперед. Ведь вроде бы ушедший со всех руководящих постов Генри постоянно вмешивался в работу. У него было две видение проблем и он не собирался считаться с чужим мнением, даже если это было мнение его собственного сына.