Какой бакинец не знает БЗБК? Таких на мой взгляд в природе не существует.
Эта была гордость Баку и Азербайджана — единственный в СССР завод бытовых кондиционеров. Причем самый крупный из подобного рода предприятий во всей Евразии.
Когда я работал в ИТП "Робот", мне пришлось непродолжительное время обслуживать линию с ЧПУ (числовым программным управлением) на БЗБК. Даже в конце 80-х, завод поражал воображение. Причем во всем, начиная от оборудования и уровня организации труда, заканчивая столовой и местным магазинчиком (где на фоне всеобщего дефицита продавались продукты, которых не было в городе).
А ведь мне было с чем сравнивать. По роду своей деятельности, я перебывал на многих предприятиях Азербайджана, где вводилось новейшее оборудование с программным обеспечением.
Немного из истории БЗБК
Советский Союз заботился о своих гражданах. Но больше, руководство СССР интересовала экономическая мощь страны.
Поэтому, хотя системами кондиционирования воздуха промышленные предприятия снабжались уже с 30-х годов 20 века, жители южных регионов продолжали еще полвека изнывать от жары.
Впрочем, не зная что такое кондиционер, никто не роптал, воспринимая все как естественное положение вещей.
В Баку и вентиляторами редко пользовались, заменяя их сумасшедшими бакинскими сквозняками.
Однако, с приходом "дорогого Леонида Ильича" политика партии чуточку изменилась. Напряга на производстве стало меньше, а о людях стали думать больше. (Самый яркий пример — изменения стандартов жилья.)
Заводу кондиционеров быть
К 1970 году советское правительство задумалось о производстве бытовых кондиционеров. Решено было покупать завод с нуля, то есть полностьюнт все отдать на откуп японским специалистам из «Toshiba».
Уже и место производства назначили — самый крупный город юга страны — Ташкент. (Узбекская столица была четвертой по численности населения, а Баку пятым.)
Но в дело вмешался Гейдар Алиевич Алиев.
Запросив разрешение на прием к Брежневу, он пришел с пухлой папкой документов, где объяснялась целесообразность строительства завода кондиционеров именно в Баку.
Тут был и более серьезный научно-технический потенциал города, и наличие производств для обеспечения компонентов сборки, и более удобные пути, в том числе для экспорта готовой продукции.
Леонид Ильич согласился с доводами Алиева.
Строительство и запуск
В 1973 году началось строительство Бакинского завода бытовых кондиционеров. Место под него выделили рядом с недавно открывшейся станцией Депо (1970).
Совместил два снимка станции Депо с разницей в 10 лет. По ним видно, как в постсоветское время все вокруг менялось (сравните хотя бы административное здание Азэлектротерма, стоящее чуть дальше), а БЗБК только терял оконные стекла.
Курировал стройку лично Алиш Лемберанский, в то время заместитель председателя Совета Министров АзССР по строительству.
Все происходило под непосредственном контролем японцев, которые даже простых рабочих стали обучать, после того как начало устанавливаться оборудование. Имена двух из них, учивших работников сборочного цеха, история сохранила (в воспоминаниях бакинцев) — Ямомото и Осира сан.
25 декабря 1975 года состоялось торжественное открытие БЗБК.
Даже внешний вид завода был какой-то не советский.
Обычно, по крайней мере в Баку, вся заводская инфраструктура располагалась за высоким забором, создающим гнетущее ощущение закрытого объекта. В БЗБК этого совсем не ощущалось. Здание управления и небольшой сквер перед ним делали предприятие больше похожим на НИИ.
Тем не менее, завод кондиционеров показывал чудовищную производительность. В первый же год было выпущено 25 тысяч кондиционеров, а вскоре объем ежегодной продукции дошел до 450 тысяч штук.
Треть из них уходила на экспорт, от Кубы до Китая, а остальное исчезало влёт. Сколько существовал БЗБК, столько его изделия были дефицитом.
А ведь стоили они не мало. Самый маломощный БК-1500 (были еще БК-2000 и БК-2500) — 350 рублей.
Танки советского быта
БК шумели, капали, устанавливались в окна, весили как небольшой автомобиль и при этом были чудом техники.
Упрощенные до невозможности бакинскими инженерами, они стали рекордсменами эффективности и продолжительности жизни. Могли тарабанить безостановочно десятелетиями, создавая Северный полюс в отдельно взятом помещении, не требуя никаких дополнительных движений.
Это признавалось и зарубежными специалистами, кондиционеры которых требовали периодического технического обслуживания, дозаправки фреоном, чистки, консервации на зиму.
Бакинские кондиционеры фактически невозможно было вывести из строя внешним воздействием. Наверное, во время войны их можно было бы использовать как противотанковые ежи, а потом мятые устанавливать в окна и они все равно бы работали.
Когда я отдавал свой БК товарищу, он отслужи почти 30 лет без единого ремонта и дозаправки, и продолжал морозить так, что уши сворачивались в трубочку. Поставленный вместо него Самсунг, за 15 лет дважды ремонтировался, трижды доливался фреоном и каждый год чистится.
Почувствуйте разницу.
Кстати, местные компрессоры для кондиционеров, которые выпускались в количестве около миллиона штук в год, были настолько качественными, что весь излишек покупала «Toshiba» (возможно забирала в счет погашения долга).
Было, было, было, было, но прошло...
К концу 80-х — началу 90-х совпало сразу несколько факторов приведших к упадку Бакинского завода бытовых кондиционеров.
- При галопирующей инфляции, производить дорогую высокотехнологичную продукцию стало не выгодно. Пока приходила выручка за предыдущую партию, цены на сырье поднимались, съедая всю прибыль.
- Упал экспорт в связи с появлением новых бытовых систем кондиционирования.
- Спрос внутри страны также упал. Те кому позволяли средства искали каналы для покупки зарубежных кондиционеров, а у населения не было денег. (Цены на кондиционеры росли соответственно с инфляционными процессами.)
- Распад СССР оборвал последние связи с крупными оптовыми потребителями. Исчез госзаказ. Для небольшого Азербайджана предприятие было слишком огромным.
К 1997 году, на заводе, где раньше работало 6 000 человек, осталось всего 500, которые в основном занимались обслуживанием и ремонтом уже реализованных кондиционеров.
В 2007 году, был собраны последние 20 экземпляров из остававшихся на складе компонентов. Завод был закрыт, а его территория выставлена на продажу.
Сегодня
Сегодня завод похож на заброшенный давным давно объект. В нем еще местами теплится жизнь — некоторые участки сдаются в аренду, но в основном полный разгром.
Административное здание вообще не охраняется, поэтому там лазает кто угодно. Благо расположение БЗБК таково, что там нет проходного люда.
Галерея:
Внутри за забором тоже упадок:
Помещения за забором и цеха охраняются, поэтому за забор ходят только местные "сталкеры".
Вот такая вот история...