Мой клиент Сергей, перелистывая каталоги с проектами индивидуальных домов, которые мы строим (напомню, я руководитель строительной компании), сказал, позевывая: "Ну, это слишком традиционно...".
- Так любой каприз за ваши деньги, - говорю. - Дайте свой проект или хотя бы видение, наши архитекторы и проектировщики все отрисуют, как надо.
И тут Сергей сильно призадумался, и сказал уже попросту:
- А я и сам не знаю, что такое дом будущего. Классика, которая и через 100 лет не устареет или лютый авангард?
И тут я вспомнил о своей поездке в Канаду и о доме, который поразил мое воображение. В 2007 году Королевский музей Онтарио в Торонто предпринял попытку расширения. Задача в уже сложившемся антураже могла быть решена усилением фундамента и наращиванием этажей, но этажность неподалеку от этого места уже нарушили несколько застройщиков, что вызвало волну негатива в обществе, и спровоцировало решение на запрет на нарушения архитектурной целостности исторического квартала возведением высотных построек. Архитектору предстояла сверхсложная задача - сделать расширение, не нарушая ничего.
И он придумал вот что - магические кристаллы, пронизывающие пространство и время.
Архитектора зовут Даниэль Либескинд (Daniel Libeskind). Он родился в первом послепобедном году в еврейской семье в Польше. Занимался профессионально музыкой, эмигрировал в Израиль совершенствовать игру. Увлекся архитектурой. Учился в Германии и там же строил первые объекты. В 1965 году получил американское гражданство. Сегодня Даниэль Либескинд - один из самых знаменитых архитекторов в мире. Работает он в стиле "деконструктивизм", который предполагает асимметрию, сложные наклоны, необычные переплетения осей, парадоксальные сочетания пространств
Так вот построил один из самых необычных жилых домов в футуристическом стиле. Назвал его «18.36.54.»
Даниэль очень сложно, метафорически-музыкально объясняет свои архитектурные принципы и подходы.
«Линия всегда перпендикулярна вибрации, испускаемой Богом, который впервые поцеловал треугольники, затем ставшие равносторонними"...
Я попытался, как инженер-строитель, разобраться в ребусах его комментариев к проекту, у меня получилось примерно так. Рисующий ребенок изобразит дом так: треугольник крыши - прямоугольник здания - квадрат окна - кружок слухового окошка - прямоугольник трубы. Заметьте, это все гармоничные геометрические фигуры, и все они ориентированы по отношению к земле перпендикуляром 90 градусов. Но для Либескинда вибрации Бога (угол обзора сверху) разнообразнее. И он стал искажать равнобедренные треугольники, прямоугольники расширять до трапеций. Пространство под таким чудаковатым воздействием приобрело слегка "подпитый вид", но и заиграло новыми красками.
Угловатый особняк работы Даниэля стоит в тихой усадьбе площадью 22 гектара в западной части Коннектикута. Земельный участок и его размеры имеют колоссальное значение для того, чтобы "подать" дом. Я с горечью наблюдаю, как вязнут и гаснут в тесном пространстве красивые дома, и как расцветают самые обычные в обрамлении зелени и лужаек.
Просторы участка выгодно подчеркивают линии силуэта здания. Гостиная дома включает 18 плоскостей, 36 точек схода и 54 линии, что-то есть в этой "бухгалтерии" от увлечения Даниэля музыкой - "алгебру гармонией проверил".
Полированное дерево, стекло, бетон, неправильной формы фигуры, углы, углы...тени, блики - вот таким архитектор увидел свой дом будущего. Вместе с тем, его сложно назвать неуютным. В нем довольно грамотно спроектирована и "обзорная" часть дома, и подсветка, и места для общения, и места для уединения.
Так, для спальни архитектор предусмотрел мягкое меховое одеяло, натуральные джутовые ковры и замаскированные деревянными панелями места хранения.
Конструктивные элементы также выполнены на высоком техническом и эстетическом уровне. Ветроустойчивые элементы, с отличными скатными свойствами от осадков, гидроизоляция по периметру, сплит системы, замаскированные под элементы украшения дома, надежная герметизация остекления.
Вот так видит дом будущего один из самых титулованных архитекторов современности. Нравится? Только честно!