Найти в Дзене
Баку. Визит в Азербайджан

В нее стреляли, распускали слухи, не признавали родители: о первой балерине Востока, неподражаемой Гамэр Алмасзаде

Народная артистка СССР, лауреат Сталинской премии, обладательница шести орденов, в том числе Ленина. Балерина, балетмейстер, хореограф, педагог. Бессменный руководитель Бакинского хореографического училища... Гамэр Алмасзаде была окружена заслуженной народной любовью, уважением балетного мира и почетом со стороны государства. Но прежде чем приобрести (не побоюсь этого слова) мировую известность, ей пришлось пройти нелегкий путь. Ведь она стала первой балериной в мусульманском мире и на всем Востоке. Баку. 1915 год. Это уже достаточно развитой город — один из промышленных центров Российской империи, добывающий почти половину мирового объема нефти. Правда еще нет площади Азнефть, Бульвар в самом начале своей истории, а причалы отданы под только открывшуюся Бакинскую Офицерскую школу морской авиации. С развитием общества дела обстоят значительно хуже. Оно явно не поспевает за темпами прогресса города. Если центральная часть это фактически Европа, со всеми присущими ей атрибутами, то вокр
Оглавление

Народная артистка СССР, лауреат Сталинской премии, обладательница шести орденов, в том числе Ленина. Балерина, балетмейстер, хореограф, педагог. Бессменный руководитель Бакинского хореографического училища...

Гамэр Алмасзаде была окружена заслуженной народной любовью, уважением балетного мира и почетом со стороны государства.

Но прежде чем приобрести (не побоюсь этого слова) мировую известность, ей пришлось пройти нелегкий путь. Ведь она стала первой балериной в мусульманском мире и на всем Востоке.

Губернская столица

Баку. 1915 год.

Это уже достаточно развитой город — один из промышленных центров Российской империи, добывающий почти половину мирового объема нефти.

-2

Правда еще нет площади Азнефть, Бульвар в самом начале своей истории, а причалы отданы под только открывшуюся Бакинскую Офицерскую школу морской авиации.

-3

С развитием общества дела обстоят значительно хуже. Оно явно не поспевает за темпами прогресса города.

Если центральная часть это фактически Европа, со всеми присущими ей атрибутами, то вокруг продолжает течь размеренная патриархальная жизнь.

Это касается не только местного населения, сосредоточившегося в Старом Городе и пригородных селах (или молоканской слободки), но и армянских кварталов и даже рабочих поселков, куда в основном приезжало крестьянское население Карабаха и центральных районов России.

При этом, пересечение светского и патриархального Баку происходило повсеместно. В быту, в работе, в торговле...

Если старшее поколение продолжало следовать старым устоям, то молодое, тянулось к более просвещенной жизни.

-4

Еще сложнее обстояло дело, если муж и жена находились на разных полюсах.

Алмасзаде Гамэр Гаджиага кызы (1915 — 2006)

Семья Алмасзаде, в которой 10 марта 1915 года родилась девочка названная Гамэр, была олицетворением Баку того периода:

  • Мама — Марьям — медик, акушер, что подразумевает определенный уровень социального сознания;
  • отец —Гаджи Ага — простой сапожник, как говорится человек от земли.

Семья считалась состоятельной. У отца была собственная небольшая мастерская, а мама, помимо работы в Михайловской больнице, принимала роды частным образом.

Михайловская больница в 1880 году, и в нынешнее время (Роддом №1)
Михайловская больница в 1880 году, и в нынешнее время (Роддом №1)

Детство и юность

Гамэр с детства жила как-бы в двух мирах.

Пока отец был в мастерской, в доме царил дух свободы, играла любимая мамой классическая музыка, но как только Гаджи Ага приходил с работы, возвращалась патриархальная атмосфера.

Естественно, девчушке больше нравилось кружиться с мамой по комнатам, чем слушать наставления отца. А тут еще и город стремительно надвигался — то, что при ее рождении было окраиной, к 1920 году, уже было частью города.

В мусульманском квартале стали появляться новые соседи.

Одними из таких стала русская семья, дочь которых (ровесница шестилетней Гамэр) ходила в балетный кружок. Девочки быстро сблизились, и как часто бывает у детей, Гамэр тоже загорелась балетом.

Знакомство с балетом

В один из дней, когда родителей не было дома, подруги пошли "записываться". Благо, частная студия был в паре домов от их двора.

Нам трудно представить, как все происходило в реальности. Какова была реакция руководителя балетной группы, когда она увидела шестилетнюю малышку из мусульманской семьи, пришедшую "на балет". До нас дошли только четыре момента из различных воспоминаний Гамэр Алмасзаде:

  1. Девочка, впервые увидевшая балетные па, была потрясена.
  2. Кружок оказался платным.
  3. После того, как педагог посмотрела Гамэр в танце, она согласилась скинуть цену на уроки.
  4. Без родителей в младшую группу не брали.
18 августа 1923 года в Баку была открыта студия ритма и танца. Эта дата стала Днем азербайджанской хореографической школы
18 августа 1923 года в Баку была открыта студия ритма и танца. Эта дата стала Днем азербайджанской хореографической школы

Тайна

Пришлось идти к маме. О том, чтобы сказать отцу не могло быть и речи.

Марьям ханум также не испытывала особого восторга от увлечения дочери, но стала на ее сторону (возможно надеясь, что детское увлечение не перерастет во что-то большее).

Отцу сказали, что девочка записалась в театральный кружок, что вызвало грандиозный скандал. Несколько дней ушло на то, чтобы Гаджи Ага успокоился. Но он так и не смирился — продолжал ворчать и наотрез отказывался говорить на эту тему.

Когда уже после революции открылось хореографическое училище, я стала заниматься с очень опытными педагогами, которые меня хорошо подготовили к выходу на сцену. Так я стала первой азербайджанской балериной. Все это происходило втайне от моего горячо любимого отца. Правоверный мусульманин Гаджи Ага не мог себе даже представить родную дочь на сцене, одетую в слишком легкий, порой откровенный балетный костюм.

Более того, даже когда Гамэр Алмасзаде стала достаточно известной, уже став балериной Театра оперы и балета, отца продолжали держать в неведении. Все знакомые Гамэр будучи у нее в гостях знали, что на разговоры на балетные темы, в семье, наложено табу.

Дальнейшее развитие ситуации имеет две версии, рассказанные в разное время самой балериной:

№1

Гаджи Ага никогда не был в театре. Относился к нему с предубеждением. Но в один из дней все-таки решил пойти на шумевшую в то время "Девичью Башню".

«Девичья башня» первый балет на мусульманском Востоке[
«Девичья башня» первый балет на мусульманском Востоке[

Это был уже 1940 год. Гамэр исполняла главную женскую партию.

Когда наши билетерши сказали мне об этом, я испугалась, что он ворвется на сцену и устроит грандиозный скандал. Но нет, он посмотрел весь спектакль, а когда героиня - Гюльянаг, то есть я, спрыгнула с вершины башни в море, он разрыдался так, что ничего не подозревающие соседи по креслам стали утешать его, убеждая, что это сценическая игра, - вспоминала позже балерина. - Узнав об этом, я после спектакля боялась идти домой, а когда все же переступила порог, папа бросился меня обнимать: "Какая же ты замечательная артистка!

№2

По этой версии, отец как-то прознал, что Гамэр танцует в балете, но никому об этом не сообщил.

Когда Томочка, так звали Гамар все вокруг, стала знаменитой, отец, продолжая выражать недовольство, потихонечку, чтобы дочь не знала, ходил на ее представления. «А я-то все знала, - улыбается Гамар Алмасзаде, - мне девушки-билетерши докладывали сразу, что папа в театре. Я тогда очень волновалась, чувствуя его строгий взгляд, и все же было приятно. В такие дни я старалась изо всех сил понравиться ему. Но придя домой, он и слова не говорил о том, что видел».
В роли Гюльянаг из «Девичьей башни»
В роли Гюльянаг из «Девичьей башни»

Однако, мы ушли далеко вперед. Вернемся и продолжим повествование.

На пути у славе и успеху

Когда открылась студия (позже школа) при Оперном театре, Алмасзаде было 8 лет. Она уже тогда поражала своей пластичностью и абсолютным попаданием в музыку. Говорят, что это природное.

Поэтому нет ничего удивительного, что главный балетмейстер Бакинского театра имени Ахундова, Сергей Никитич Кеворков, лично способствовал ее переходу из частного кружка.

Кеворков с первым выпуском балетной школы (1929 год). Алмасзаде крайняя слева
Кеворков с первым выпуском балетной школы (1929 год). Алмасзаде крайняя слева

Замужество

Гамэр оканчивает школу в 14 лет и тут же получает приглашение в Азербайджанский театр оперы и балета им. М. Ф. Ахундова. Через год, в 1930 году, в театр приходит молодой и талантливый Афрасияб Бадалбейли.

Хотя ему всего 23 года, Бадабейли назначают главным дирижером.

-10

Между молодыми людьми тут же вспыхивают чувства. В 1931 году, Гамэр исполняется 16 и они расписываются.

Их брак длился не долго, всего 9 лет. Скорее это было бешеное влечение и страсть. По свидетельству очевидцев, они не могли оторваться друг от друга.

-11

Даже, когда Гамэр в 1933 году едет учиться в Ленинградский хореографический техникум (ныне Академия русского балета им. Вагановой), Афрасияб поступает на композиторское отделение музыкального техникума при Ленинградской государственной консерватории.

Кошка между супругами пробежала после балета «Девичья башня». Автор музыки и либретто которого был Бадалбейли, а главную партию исполняла Алмасзаде.

Но самое удивительное, что вершину своего творчества Афрасияб посвятил жене...

-12

Что стало причиной разрыва, так и осталось неизвестно.

Враги и поклонники

Как только фамилия Аламсзаде стала появляться на афишах это тут же привлекло внимание ревнителей старых устоев и верующих-радикалов.

Начались угрозы, какие-то провокации. Пару раз воинствующие блюстители морали приходили на балет и освистывали появление Гамэр на сцене.

Дошло до того, что однажды, когда балерина выходила из театра в нее стреляли. Благо, преступник так торопился, боясь что его растерзают поклонники, что промазал. Пуля попала в каблук Гамэр.

Случай к сожалению не первый в истории развития азербайджанского искусства. Идти впереди всех всегда трудно. Особенно, когда речь о всем мусульманском Востоке.

Здесь можно вспомнить актера Гусейна Араблинского, которому не так повезло, как балерине:

Именно после этого случая, Алмасзаде уехала на три года в Ленинград, на учебу.

Кстати, она училась в классе Марии Романовой, мамы Улановой:

-13

С другой стороны, Алмасзаде вызывала лютую зависть у женщин.

Говорят, что когда Гамэр ходила в баню, а она долгие годы посещала "Фантазию", то в женском отделении был "аншлаг". Местные дамы шли как на смотрины, одни восхищаться ее телом, другие, найти, чем же балерина привлекает толпы поклонников мужского пола.

Баня "Фантазия"
Баня "Фантазия"

На балет такие женщины не ходили, зато в бане могли удовлетворить свое любопытство.

И естественно, по Баку ползли самые ужасные слухи. Они сопровождали балерину все время, пока она выступал на сцене.

Бакинские кумушки не могли понять, что боготворили Гамэр не за внешность, а за ее танец, за то, как она могла себя подать. Даже осанка балерины была вызовом обществу, живущему старыми понятиями.

Звезда балета

Алмасзаде всего 18, когда она попадает в Ленинград.

Здесь она впервые попадает в атмосферу, где нет косых взглядов и немых упреков. Где есть своя балетная жизнь.

Ленинград - это была самая светлая пора в моей жизни. Я окунулась в настоящее искусство и поняла, что балет - это моя судьба, за которую я благодарна богу.

С 1933 по 1936 годы, она постигает балет у лучших педагогов, а когда возвращается в Баку, то становится балериной №1.

Очень быстро Алмасзаде получает известность по всему Союзу. Достаточно сказать, что свой первый орден (Трудового Красного Знамени), она получает в 1938 году, из рук Калинина, когда в столице проходит декада азербайджанской музыки. А ей ведь всего 23!

Москва. 1938 год. С Узеиром Гаджибековым и мужем
Москва. 1938 год. С Узеиром Гаджибековым и мужем

К этому времени (1937), она уже возглавляет Азербайджанский государственный ансамбль песни и танца при Азербайджанской филармонии, который фактически сама и создала.

В 1940 году, Гамэр уже заслуженная артистка Азербайджана.

Во время войны, Алмасзаде выступает перед воинами, как на передовой, так и в госпиталях. Хотя что могла показать балерина в тех условиях?

Но ее любят, запрашивают посетить повторно... В 1943 году Гамэр получает звание "народной".

-16

В 1950 году, Алмасзаде принимает решение покинуть сцену.

Пусть зритель запомнит меня молодой! Пока я была в форме и всем нравилась, - вспоминает балерина, - я танцевала, а как только почувствовала, что мне тяжело, тут меня уже не уговорили остаться, я была уверена, что поступаю правильно.
-17

Балерине, ставшей легендой Востока, на тот момент было 35 лет.

После этого, она еще один раз выйдет на сцену. В 1952 году. Не сумев отказаться от заглавной партии Айши в балете Кара Караева "Семь красавиц". Но это будет последний реверанс поклонниками.

-18

Алмасзаде полностью сосредотачивается на работе балетмейстера и обучении молодого поколения.

Здесь ей тоже сопутствует успех: в 1952 году Сталинская премия за постановку балетного спектакля «Гюльшен», в 1959 году звание "Народной артистки СССР". И так далее, до ордена "Ленина" в 1985-ом.

-19

Последняя награда — азербайджанский Орден «Слава» (Орден «Шохрат») приходит в 1995-ом.

-20

Послесловие

К сожалению, мне приходится комкать второй период жизни Гамэр Алмасзаде (статья и так разрослась до неприличия). Хочу только отметить два момента:

1. У Гамэр ханум был очень интересная жизнь и вне балета. Она дружила и принимала у себя дома Майю Плисецкую, Аркадия Райкин, Юрия Григоровича, Махмуда Эссамбаева, Мстислава Ростроповича и других великих своего времени.

Дом по улице Видади 112, где жила балерина
Дом по улице Видади 112, где жила балерина

2. Начав свою балетную жизнь с занятий в маленькой студии, которая через несколько трансформаций стала Бакинской хореографической школой (сейчас Бакинская академия хореографии), Гамэр Алмасзаде, став в 1953 году — главным балетмейстером Азербайджанского театра оперы и балета, а с 1972-го — художественным руководителем балетной труппы, вернулась директором в свою альма-матер, где проработала до самого конца.

Алмасзаде Гамэр Гаджиага кызы умерла 7 апреля 2006 года, оставшись в истории легендой мирового балета — первой женщиной Востока, вышедшей на профессиональную сцену.

Ее похоронили в Баку, на Аллее Почетного Захоронения, вместе с самыми выдающимися людьми, родившимися на земле Азербайджана.

-22

ф