Найти тему
NewMan

БГ* - 70

Хотел тут коротко написать про Гребенщикова*, но только про него и коротко как-то не получается. 

А получается наоборот, даже и не про Гребенщикова*, а про нас. И не коротко, а весьма длинно (так что те, кто не любит много букофф – могут проходить мимо).  

Интересно получается, как мы под влиянием настоящего в корне меняем свое прошлое. Разве не был Аквариум лучшим из того, что мог выдать, так называемый русский рок, как в плане музыки, так и в плане поэзии? Разве мы не считали его именно таким не так уж и давно? Вот что было всего каких-нибудь 5 лет назад

____ 

//"Президент России Владимир Путин поздравил музыканта Бориса Гребенщикова* с 65-летием. Он отметил, что основатель группы «Аквариум» всегда шел в творчестве особым путем и создал «целый мир, наполненный хорошей музыкой и стихами».

«Ваши талантливые произведения находят живой отклик в сердцах и душах миллионов поклонников как в нашей стране, так и за ее пределами», — говорится в тексте поздравительной телеграммы, опубликованной 27 ноября пресс-службой Кремля"//

_____

Хочется спросить, разве куда-то делся "целый мир, наполненный хорошей музыкой и стихами"? Разве куда-то делись "талантливые произведения", которые "находят живой отклик в сердцах и душах миллионов поклонников как в нашей стране, так и за ее пределами"? Разве то, что происходит со взглядами человека теперь (безотносительно к этим взглядам) может изменить то, что человек уже создал в прошлом, будь то Гребенщиков*, Пугачева или Макаревич*? Разве от того, что Алла сейчас замужем не за тем, за кем следует и оттого, что она говорит нам не то, что нам приятно, стали хуже "Куда уходит детство", "Летние дожди" или "Не отрекаются любя" и разве тогда по ее уровню рядом с ней на нашей попсовой эстраде кто-то хоть близко стоял? А разве факт того, что Макар теперь "понауехавший", может отменить тот факт, что он когда-то был рупором целого поколения и его песни все знали наизусть? Поймите меня правильно. Я не против того, чтобы кого-то осуждать за его теперешние взгляды. Обсуждайте и осуждайте! Я против того, чтобы с такой легкостью отрекаться от того, что было и с такой лихостью плеваться в свое прошлое. Потому, что когда теперь читаешь что-нибудь про упомянутых персонажей, то дружный хор поёт - "рыжая кривоногая хабалка", "гнусавый пархатый машинист", "старик козлодоев", "козлобородый" и "козлинное блеянье". И всё! Ничего иного про их прошлое творчество теперь вообще ни от кого и не услышишь. Ну а где же тогда те десятки миллионов людей, которые пару-тройку десятков лет назад наслаждались их творчеством? Что-то такое приключилось с этим прошлым творчеством, которым они восторгались, или что-то такое приключилось с этими десятками миллионов? 

С прошлым творчеством ничего не случилось, оно как было так и осталось. Оно не сдвинулось ни на миллиметр и находится на том же самом месте и в том же самом состоянии. Оно уже произошло и измениться никак не может. А вот с этими десятками миллионов людей действительно что-то приключилось. Они в полном соответствии с Оруэллом изменили прошлое в соответствии с директивами настоящего. Они до такой степени отзомбровались повесткой дня, что вполне искренне начали верить в то, что всегда ненавидели деятельность нынешнего именинника, как и прочих упомянутых персонажей и прозорливо уже тогда угадывали в них предательски проступающие черты нехороших иноагентов. Вот ВВП 5 лет назад этого не видел и очень мило поздравлял именинника, а они уже замечали. Вот такой ВВП недальновидный и вот какие они прозорливые молодцы!

Ну тогда предлагаю пойти совсем до конца. Уж, если такой избыток ядовитых слюней, то давайте дружно поплюёмся во всё прошлое!

Почему бы тогда дружно не поплеваться в Yesterday и во всё прочее, что было создано этим несознательным персонажем с его незрелыми полит-оценками, по причине того, что автор-исполнитель по фамилии Маккартни, что-то там не то про РФ говорит в СМИ и совсем не в флаг РФ, а наоборот, в флаг противной жёлтой голубой расцветки заворачивается на концертах? И не он один. Проще сосчитать тех, кто в него теперь не заворачивается или на худой конец им не трясёт. Почему мы прошлое творчество Маккартни не подвергаем такому остракизму?  Только потому, что он не наш и ему как бы можно говорить всё, что захочет? Это ещё почему? А по-моему, ровно наоборот. Именно наши и имеют право говорить про наше. Что может знать человек про страну, которая для него чужая и какое он имеет право рассуждать о том, в чём ни х**** не смыслит, об истории, культуре этой страны, многовековых корнях и связях народов внутри этой страны и таких же многовековых обидах? Ну а если ничего не знает об этом, то нечего и рассуждать. А вот те люди, которые родились и выросли в нашей стране имеют абсолютное право давать собственные оценки тому, что у нас происходит. Ну а если это так, то в чём такая причина ненависти к ним? В том, что они осмелились думать и говорить не то что положено и жить не там где приказано? Ну так вроде бы пока это не запрещено? Или я что-то пропустил и уже запрещено? Ну а если пока не запрещено, так я буду руководствоваться строками когда-то популярной песни того, кто когда-то был рупором поколения, а именно "гнусавого пархатого иноагента" - 

"Каждый, право, имеет право 

На то, что слева и то, что справа.

На черное поле, на белое поле

На вольную волю и на неволю".

Так что вы как хотите, а я плеваться в творчество Бориса Гребенщикова* отказываюсь! Хотя бы по причине глубокого уважения к собственному прошлому и той искренней любви к творчеству юбиляра, которую я испытывал в этом самом прошлом. И от этого прошлого и от этой любви я отрекаться не собираюсь.

______

Да и вообще. Относительно оценок явлений культуры прошлого с подгонкой их творцов под реалии настоящего...

Буду ли я готов облить презрением «Лунную ночь на Днепре» Куинджи, если, например, случайно узнаю, что этот товарищ в этом самом Днепре кого-то утопил. Причём неоднократно и систематически, являясь серийным маньяком утопления в днепрах в лунные ночи по причине лунного обострения хронических психических заболеваний? Ну или буду ли я меньше любить «Евгения Онегина» Пушкина, если случайно узнается, что Александр Сергеевич расчленил Наталью Николаевну и съел её под соусом бешамель? Нет! Нисколько! Всё то гениальное, что уже сотворено, отменить, уже никто не в силах. Прошлое уже совершилось и уже записано в скрижалях. И будущее над прошлым не имеет никакой власти.  А вот наоборот- запросто! (что, собственно говоря, и подтверждает тема этого поста)

______

Ну а теперь непосредственно о Борисе Гребенщикове*.

Когда то в далёком 73 году, совсем юный двадцатилетний Боря выступал на подпольном рок-фестивале в Юкках. Вот что он говорил в своём интервью -

«Первое выступление — ночной фестиваль в Юкках летом 1973 года. Я выступал в качестве акустического романтического мальчика с песнями Кэта Стивенса на одной сцене с «Санкт-Петербургом», старыми «Землянами», «Манией» и тому подобными, чем тогда очень гордился».

Получается так, что он гордился, в том числе, и выступлением вместе со мной, потому что я тогда и был часть упомянутой «Мании» и это первое выступление Бориса отлично помню. Я правда постарше его на пяток лет и тогда, будучи волосатым прожжённым рокером, относился тогда к нему, как к зелёному пацану. Потом лет на десять наши пути разошлись и следующая встреча была уже на сцене ленинградского рок-клуба, где Боб (именно так его и именовали, всякие БГ - это уже потом) был уже настоящей звездой и я не то, что бы гордился пребыванием вместе с ним, но уж то, что высоко это совместное пребывание ценил ценил - это точно. Хотя... если совсем честно - то теперь, пожалуй, и горжусь. И тогда и сейчас я считаю, что до уровня Аквариума с точки зрения музыки и с точки зрения поэзии никто у нас не смог подняться и в обозримом будущем, наверное, и не сможет. 

-2

Может быть, я не объективен. Вполне это допускаю. Я с Борисом общался, бывал у него, наши дети дружили. Мой старший сын и его Глеб до сих пор друзья. Но суть не в этом. Борис Гребенщиков* внёс реально огромный вклад в развитие российской музыки. Его тексты разбирали на цитаты. Один мой знакомый парнишка даже в университете на вступительном экзамене на филфаке ЛГУ писал сочинение на тему - «Творчество Гребенщикова*, как яркое явление поэзии русского символизма». Ептыть!! Не больше - не меньше!! (зацените тему)... И был принят!!! Можно теперь скалить зубы, сколько захотите, но ведь Борис Борисович реально писал выдающиеся стихи! И он действительно открывал новые миры...  А касаемо музыки.. Кроме него такого качества музыку не делал никто. Он выпустил более 500 песен и сделал более, чем 40 альбомов (не считая разных коллабораций). Список мировых звёзд мега-уровня, которые с ним играли, можете сами посмотреть в интернете. От обилия выдающихся имен голова закружится. Рядом с Аквариумом и с «Аквариум International» этом смысле никто даже и близко не стоял в нашей стране.

____

Можно ли говорить о недостатках Гребенщикова*? Да сколько угодно! Рук не хватит, чтобы отнести эти недостатки и их в кучу сложить (безотносительно к его теперешним взглядам и высказываниям)

Нарциссизм? О да!

Умение и желание мистифицировать публику? Да в полный рост!!!

Мания величия? Ну разве что чуть-чуть.. ;))  Ну а как ей не образоваться, если такой яркий цветок и на такой серой почве вдруг возник? Он же, блин, осчастливил нас всех своим появлением.  Правда?.... ну, может, и не правда, но во всяком случае он так думал... А в соответствии с философией экзистенционализма мира не существует иного, нежели, чем в наших ощущениях. Значит так и было! ;)) Хотя... Самоиронии у него было хоть отбавляй.. Он даже стебался над своими мистификациями, когда каждую х****, которая возносилась из его богоявленных уст, расстраивали на цитаты.... Заратустра... блин...  А с другой стороны... Это же всё «шоу бизнес». Вот именно по его законам всё это нужно и оценивать... Помню его квартиру на улице Софьи Перовской, теперь какая-то Малая Конюшенная.. вроде как... Мы поднимались в эту коммуналку на шестом этаже. По крутой лестнице, ломая ноги (эту комнату в коммуналке на последнем этаже дали жене Бориса, которая работала уборщицей в престижной школе неподалеку в качестве служебного жилья)

Все стены были исписаны надписями типа «О Боб — ты Бог!!»... Какие-то придурки- поклонники не поленились... (прикиньте!!!).. затащить на этот 6 этаж рояль (рояль!!! реально концертный рояль!!)) и поставить на лестничной клетке так, чтобы в квартиру было не зайти... И вот когда мы дружной компанией вместе с БГ оттаскивали этот долбаный рояль от двери в квартиру, на молодом, красивом, ДэвидоБоуиПодобном лице БГ отчётливо читались двойственные чувства (с одной стороны.... ох, как же меня всё это зае*ало) а с другой стороны - «ну это же круто, блин, ну наконец-то!» (причём второе чувство явно перевешивало первое). Вот тогда я немножко что-то о Борис Борисовиче понял. Но это тогда... Ну а сейчас, по прошествии времени, я думаю иначе.... А кто бы из нас - слабых, немощных, тщеславных человец, обуянных чрезмерной гордыней, смог бы устоять под таким внезапным бременем такой мощной славы? Да никто! Ну а те, кто думает по-другому - попробуйте! Но что-то мне подсказывает, что из читающих это ни у кого такого шанса никогда не было и, увы, не будет. Так что «не судите и не судимы будете», как говорится в одной научно-популярной книжке. Ко всему прочему... Чем ярче свет, тем сильнее тени... А никаких теней нет только или у абсолютного света (ну это уже к Богу) или у абсолютной тьмы и серой пустоты (про абсолютную тьму - это уже к дьяволу, ну а про серую пустоту - это уже к огромному количеству жрущей и самовоспроизводящейся протоплазмы, которая и составляет значительный объем человеко-населения не только нашей несчастной страны, но несчастной планеты под названием "Земля"). А у живых талантливых людей, чем в них больше света (то есть чем они талантливей), тем в них больше теней (то есть больше недостатков). Во всяком случае, я думаю именно так...

____

Ну и пусть БГ в своей юности очень сильно подражал очень пристально смотрел в сторону Дэвида Боуи и Боба Дилана... Ну а в кто в самом начале своего творчества пути не пытался подражать великим... назовите? Как вообще без этого делать творчество?  Нужно же в начале пути иметь великие ориентиры?

И вообще пофиг на тени! В честь юбилея я сейчас только о свете! А света в этот мир он принёс лично для меня немало... Без него было бы темней!

_____

Поэтому. Лично я. С огромной радостью.... Тьфу!! Я уже давно ничему не радуюсь...

Неправильное слово....

С наслаждением?! Тьфу!! Ещё более неправильное слово, тем более что какое то бабское слово.. Восторгом??? Буээээ... Ещё хуже.

Даже не знаю, как и сказать про это ощущение...

Короче...

Просто слушаю!!!!!

Весь «Аквариум»!! 

Весь день!

В режиме нон-стоп!

Как любимую группу своей юности, которую я (юность) никогда не предам!!!

В честь юбиляра!!

От корки до корки!!! 

Начиная от «Синего альбома», «Треугольника», «Электричества», «Акустики».... через «День серебра», «Дети декабря «Русский альбом» ..... Ну и так далее со всеми остановками.....  Вплоть до «Соль»... Ну а потом остановимся. Ну а почему остановимся - это уже другая, грустная история.. Ну не слушаю я БГ после «Соли»... (но не будем сейчас о грустном) .. Но в любом случае, штук 20-30 дисков (а этого для меня более чем достаточно)... слушаю с огромным удовольствием, частично по причине глубокой ностальгии, но большей частью по причине уважения к его несомненному для меня таланту!

И от всей души поздравляю юбиляра с благодарностью за всё, что он сделал!

____

Не собираюсь здесь давать подробную оценку всему творчеству «Аквариума». Это заняло бы несколько десятков статей.

Просто несколько вещей.

Вот это, которая, точно про БГ и про меня. Хоть вещь и старая - но точно в цель!

А вот эта вещь полностью отражает моё теперешнее ощущение жизни.

Ну вот эта версия, которая показывает Ленинград моей юности и  всех молодыми.

А вот эта версия очеь крутая! 

Лично мне давно уже ничего, кроме пепла, не снится. Ну а что ещё может сниться в таком мире, в котором мы сейчас все живём?

____

А вот это качестве привета контингенту!

Всем тем, кто хочет попинать тушу мёртвого (как им кажется, льва). Очень советую вслушаться в слова... если, конечно, есть желание слушать и есть возможности, чтобы понять услышанное.

______

Ну и напоследок, чтобы не заканчивать на такой грустной ноте. 

Ну разве это не красиво?

______

Поздравляю тебя с днём рождения!

Боб!

Борис!

Борис Борисович!

БГ!

Рад, что судьба свела нас в то время и на том месте, где мы оба с тобой оказались!

Всех тебе благ! Здоровья, творческих успехов, ну и всего, что принято говорить в подобных случаях! 

_____

Да!!!

Чуть не забыл. Сейчас вроде бы это нужно указывать обязательно. Может быть на дзене для простых смертных и не обязательно, но на всякий случай укажу.

«*» - Министерство юстиции. Признан иноагентом.

//гомерический хохот// (а вот это точно было не обязательно, но не смог сдержаться)

-3