Несмотря на санкции, закрытие и заморозку значительной части автозаводов, российский автобизнес смог выжить. К концу 2022 года в стране открылось несколько новых производств: какие машины теперь будут продавать в России
Первая половина 2022 года стала для российской автомобильной индустрии временем серьезных вызовов. Из-за введенных западом санкций запрещен был прямой импорт определенных автомобильных комплектующих, а поставки других прекратились из-за нарушения логистических цепочек.
Многие иностранные автокомпании, включая европейские и японские, получили запрет на инвестирование в российскую экономику. В результате, автомобильные сборочные заводы, которых в последние десятилетия появилось немало в России, весной прошлого года смогли продолжать работу с остатками уже ввезенных автодеталей, но к середине года большинство из них вынуждено было остановиться.
Традиционная российская автомобильная промышленность оценила свою ситуацию как сложную. Например, из-за прекращения поставок важных компонентов из Европы, конвейеры завода "АвтоВАЗ" были остановлены. Спустя несколько месяцев удалось восстановить производство, но лишь для максимально локализованных моделей. Не все модели Lada, представленные на рынке год назад, вернутся в автосалоны, а возвращение других моделей возможно только после нахождения альтернативных поставщиков недостающих компонентов.
Во второй половине года некоторые из заброшенных иностранными компаниями заводов стали владельцами российские компании. Эти новые собственники быстро организовали перезапуск производства, но, что было неожиданностью, с привлечением неназванных иностранных партнеров.
Одним из примеров нового этапа российского автопрома стало возвращение марки «Москвич». Схема, которую затем повторили и некоторые другие российские компании, выглядит так.
Предприятие Renault в Москве, которое, напомним, изначально было размещено в так и недостроенном заводе двигателей при «Москвиче», было продано правительству Москвы. Партнером нового предприятия стал отечественный «КамАЗа». И уже в 2022 году там начали собирать новые «отечественные» автомобили.
Однако, нужно отметить, что новый модельный ряд автомобилей «Москвича» не имеет никакого отношения к продукции концерна Renault, а на самом деле представляет собой копии китайских автомобилей JAC. Китайские производители сами, в свою очередь, выступают только поставщиками комплектующих и стараются не иметь никаких связей с российским производством, учитывая возможные санкции за инвестиции в российскую экономику.
В то же время, на крупнейшем автомобильном предприятии "КамАЗ" идет разработка собственных легковых автомобилей, которые впоследствии должны заменить китайские модели на конвейере завода в Москве.
В декабре 2022 года "АвтоВАЗ" объявил о планах запустить производство трех моделей автомобилей под маркой Lada на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге, включая седан и кроссовер. Ожидается, что эти модели будут позиционироваться в более высоком ценовом сегменте рынка, чем традиционные модели Волжского автозавода. Поставка всех необходимых комплектующих для производства будет осуществляться одним или несколькими партнерами из других стран, переговоры с которыми уже близки к завершению.
Однако пока не исключено, что для сборки автомобилей будут использоваться китайские комплектующие.
И, наконец, третий крупный российский автомобильный концерн - Sollers - также начал осуществлять подобные действия. В последние годы основное направление работы компании было связано с выпуском фургонов Ford Transit с увеличивающимся уровнем локализации производства.
Санкции сделали сотрудничество с «Фордом» совершенно невозможным, но в Sollers нашли выход, став, как и «Москвич», закупать машинокомплекты у JAC, только на сей раз не легковых, а легких коммерческих моделей. Как и в случае с «Москвичом», продавать таких локализованных «китайцев» будут под собственной российской маркой — Sollers.