Травма воспроизводится для того, чтобы быть пережитой по-другому, чтобы она была исцелена. К сожалению, в обычных отношениях возвращение травмы приводит к ретравматизации. Человек как-бы приглашает другого играть по своему сценарию, т. е. использует прежние способы выстраивания отношений в надежде на другой исход. Например, женщина с травмой отвержения будет настороженно-враждебно ожидать того, что значимый другой её разлюбит и оставит. И эта защитная настороженность и будет провоцировать мужчину на дистанцирование, поскольку никому не нравится чувствовать свою вину.
В психотерапии можно осознать свои бессознательные мотивы и в безопасной атмосфере рискнуть на другой способ построения отношений. В рамках управляемого сеттинга можно прикоснуться и воссоздать в отношениях с психологом проблемный способ построения контакта. Но воссоздание – это не самоцель, а условие для получения нового опыта:
- Другой способ реагирования
- Новый взгляд на себя
- Другая стратегия построения отношений
- Новый взгляд на другого
- Разведение проекций и объективной реальности
Психическая энергия, которая затрачивается на то, чтобы заметать под ковёр травматический опыт и болезненные эмоции не безгранична. Поэтому в стрессовой ситуации или в просто в ситуации усталости и истощения весь этот опыт внезапно всплывает как надувной мяч, который уже нет сил удерживать под водой.
Поэтому в психотерапевтических отношениях сложной и крайне важной задачей является выдерживание трудных чувств. И клиент, и психолог попадают в ситуацию скуки, тревоги, разочарования, вины и стыда. В эти моменты возникает сопротивление у обоих участников процесса и может даже возникать желание прервать работу. Но именно эти скучные и болезненные точки чаще всего оказываются самыми важными, именно здесь тараканы выползают из-под коврика и именно здесь требуется мужество и устойчивость, чтобы смотреть им в глаза. Часть этой устойчивости клиент временно занимает у своего психолога, который остаётся надёжной фигурой на всём протяжении психотерапии. Трудный момент ещё и в том, чтобы одновременно (или попеременно) всем сердцем проникаться в то, о чём говорит клиент и не сливаться с ним, сохраняя метапозицию и удерживая в голове идею, что весь материал терапии – это субъективная реальность, внутренний мир человека. Т. е. сначала впечатляться, быть вовлечённым, позволить происходящему влиять, а затем сделать шаг в сторону и с этой другой стороны посмотреть. Происходит челночное движение психического аппарата психолога.
Горький жил в трудное время: одной ногой он стоял в тёмном прошлом,другой – в светлом будущем, а между ног у него была ужаснаядействительность.
Психотерапия – это не только про то, что нужно что-то понять, но и про то, что нужно что-то прожить. И не только клиенту, от психолога требуется вовлечение всей психики в процесс, чтобы клиент не почувствовал себя оставленным. Травматическое переживание похоже на автомобиль с разряженным аккумулятором. Автомобиль занимает много места, его приходиться объезжать и несмотря на привычку его игнорировать он постоянно напоминает о себе. Психика и эмоциональное соучастие психолога – это тот толчёк, который позволяет завести двигатель, отогнать машину и пользоваться уже собственной энергией.
Автор: Крыжка Роман Викторович
Психолог, Консультант
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru