Мы жили вместе с бабушкой. Я много лет делила с ней одну комнату. Вариантов не жить с детьми у бабушки не было. Мама забрала ее от дяди и невестки, отношения с последней складывались не очень хорошо.
Бабушка и дедушка мужа с отцовской стороны уговорили молодых получать «трешку» на всех, и жить вместе. А не тесниться с ребенком в «однушке». Ничем хорошим это не закончилось, родители мужа развелись, но мать с сыном еще долго оставались в той квартире. Невестка получала все прелести совместной жизни от бывшей уже свекрови.
Знакомая рассказывала мне, что она, сестра, родители, бабушка и дедушка жили в маленькой двушке со смежными комнатами. Как-то помещались.
А дело в том, что квартиры-то в Советском Союзе бесплатные получали, но далеко не у всех это происходило быстро. Поэтому и жили многие несколькими поколениями. Или же специально, чтобы получить квартиру большей площади, «привлекали» родственников. Помните, фильм «Старый Новый год»? — «А мы бабушку из деревни выписали».
О том, что они съехались в свое время с бабушкой, рассказывает и героиня фильма «Школьный вальс» Зося своему бойфренду Гоше.
И сейчас не все просто. Я сама первые несколько лет брака с мужем, а потом и с ребенком, жила в маминой квартире. Просто сейчас развит рынок аренды, появилась ипотека, то есть какие-то дополнительные возможности, которые отсутствовали раньше.
Проблемы совместной жизни взрослых детей с родителями нашли отражение в некоторых советских фильмах. Один из них— «Взрослые дети». Там показан яркий конфликт поколений, с разными ценностями- герой Демьяненко считает, что наличие мотоцикла важнее, чем гарнитура «Хельга», ратует за активный досуг. Дети борются за современный интерьер, хотят максимально освободить себя от быта, готовы отдать своего ребенка в ясли, только бы не возиться, оставляют его на дворовых ребят. Разумеется, в фильме все показано гиперболично, но рациональное зерно там есть. Конечно, молодые герои ведут себя нагло и бесцеремонно. Но в итоге они все-таки понимают, что надо жить отдельной семьей.
Фильм «Шумный день» — еще один пример. Здесь Федор и его жена Леночка живут не только с матерью, но и с братьями и сестрой героя. И тоже ничего хорошего. Родственники всячески стремятся перетянуть Федора на себя, пусть Леночка и стервозна. Не очень понятна их истеричная реакция, когда молодые супруги решают временно, перед получением своей квартиры, пожить у Леонида. Но автор фильма почему-то на их стороне.
Еще один фильм — «По семейным обстоятельствам»
Так показана достаточно эгоистичная теща в лице Галины Аркадьевны: ее интересует, прежде всего, своя карьера, она не намерена особо помогать молодым с дочерью, да еще и время от времени подчеркивает, что «надо было думать, прежде чем ребенка рожать».
Интересно, что потом она оказывается в схожей ситуации — с мамой нового мужа, и страдает, как ранее страдал ее зять, которого она интеллигентно гнобила и терроризировала примером Лидочкиного папа. В обоих случаях показываются попытки размена квартир со стороны героев, но мы видим, как это все сложно, тот же «засекреченный риэлтор» находится с трудом. Правда, в ленте обе ситуации разрешаются сами собой: сначала Галина Аркадьевна съезжает от молодых к супругу, а потом мама последнего- к давнему поклоннику из Грузии.
Вообще же, были распространены две ситуации: либо родители давили на своих взрослых детей, либо те же бабушки обретали несколько зависимое положение, «ишача» на всю семью. Если честно, моя бабушка так и делала. Не то, чтобы к ней относились неуважительно, но она добровольно везла на себе груз домашнего хозяйства. И мною занималась.
А так, жизнь с родителями —это всегда непросто.