Найти тему
OSMO Россия

Что такое корабельная древесина?

Оглавление
Корабельная древесина — собирательное название. Под ней понимают лес, удовлетворяющий особым критериям и условиям эксплуатации, идущий на постройку морских яхт и речных судов.

Эти специальные требования предъявляют к дереву, которое используют для корпусных частей, мачт, а также внутренней обшивки бортов, трюмов и отделки. Суда не обязательно должны быть сделаны полностью из древесины. Она находит применение и на кораблях со стальным корпусом, например, в палубах и парусном вооружении или рангоутах яхт разных видов и классов для спорта, туризма и отдыха.

Что такое корабельная древесина?
Что такое корабельная древесина?

Несмотря на свои высокие качества, корабельная древесина нуждается в защите от внешних воздействий: воды, соли, солнечных лучей. Обрабатывать палубу, деревянные поручни, ступени лестниц, элементы палубной надстройки, мачты следует специальными составами.

Какими свойствами обладает корабельная древесина?

Какими свойствами обладает корабельная древесина?
Какими свойствами обладает корабельная древесина?

Требования к этому материалу определены сложными условиями эксплуатации. У всех пород древесины, пригодных для кораблестроения, есть общие особенности:

  • Устойчивость к влаге. Дерево легко переносит постоянный контакт с морской и пресной водой, не переувлажняется и не гниет.
  • Плотность. Благодаря очень плотной структуре древесина практически не впитывает воду, поэтому не разбухает, сохраняет размеры и форму.
  • Стойкость к биопоражениям. Плотная древесина содержит смолы и дубильные вещества, препятствующие гниению и поражению микроорганизмами.
  • Прочность. Высокая твердость и прочность позволяют выдерживать нагрузки, не растрескиваться и не истираться.

Кроме этого, корабельная древесина должна быть легкой и гибкой. Первое важно для веса и скорости судна, второе — дляизготовления изогнутых элементов и работы мачты под нагрузкой при сильном ветре.

Для строительства и отделки судов выбирают древесину радиального распила. Это связано с тем, что она меньше подвержена усушке и разбуханию, а значит, не будет коробиться. Радиальный распил обеспечивает высокую износостойкость. Это особенно важно для палубного настила и полов в каютах.

Пиломатериалы изготавливают из ядровой части. Заболонь более склонна к загниванию и поражению грибком, что недопустимо для древесины, которая подвержена воздействию влаги.

Какие породы древесины относят к корабельным?

В судостроении используют и хвойные, и лиственные породы. Конкретная область применения зависит от характеристик древесины.

Изначально для кораблей (фрегатов, галер и т.п.) отбирали мачтовую сосну, дающую ровное бревно длиной не меньше 20 м, толщиной у комля около 1 м, а в отрубе от 30 см. Она должна быть без сучков и прочих дефектов. Помимо сосны, применяли лиственницу и дуб, который шел на самые крупные корпусные части. Из-за медленного роста и небольших запасов дуб использовали в строительстве кораблей 1 ранга, лиственницу пускали на суда 2 ранга.

Сегодня в кораблестроении встречается гораздо больше пород древесины:

  • Желтая, красная и белая сосна

Древесина сосны легкая, прочная и легко обрабатывается. Чаще всего применяют наиболее упругую желтую сосну, из которой производят элементы рангоута. Для обшивки корпуса и непосредственно мачты подходит красная, а для второстепенных деталей, например, съемных настилов на дне шлюпок или корабельных помещений, — белая.

  • Тик

Прочный и твердый тик долговечен и не боится влаги. Он идеален как для палубных элементов, так и деталей ниже ватерлинии. Годится для палубных настилов, ступенек лестниц-сходов с верхней палубы на нижнюю на яхтах, декоративных элементов — шайб для шкотовых лебедок, перил и решеток, ватервейсов, планширей.

  • Дуб

Плотный, устойчивый к влаге и гнили дуб применяют для судового набора или корпусных деталей: киля, шпангоутов, бимсов, форштевня, стрингеров и внутренних переборок. Помимо этого, хорошо обрабатываемая и красивая древесина дуба идет на отделку рубки и кают; штурвалы, рундуки и т.п.

  • Бакаут

Наиболее твердая, плотная, устойчивая к влаге и гнили древесина, известная как железное дерево. Из-за своей редкости и цены её применяют выборочно, например, для кофель-планок, в механизмах, оснастке гребных валов.

  • Лиственница

Твердая, устойчивая к гниению лиственница может выступать альтернативой дубу. Из-за меньшей гибкости её используют для изготовления прямых элементов: балок, реек, киля. Благодаря более доступной стоимости, она заменяет тик при устройстве палубы, обшивке бортов и помещений в трюме.

Для второстепенных деталей нередко выбирают древесину ценных тропических и экзотических пород – палисандр, махагон, сапеле, гарапу, меранти, ироко. Все они хорошо обрабатываются и устойчивы к гниению, поэтому отлично подходят для отделки палуб, мебели, иллюминаторов, а также кают премиум-класса.

Из более дешевых пород для внутренней отделки, сидений и банок шлюпок, весел, флагштоков, декоративных решеток используют ясень, кедр, орех.

Корабельная древесина предназначена не только для парусных судов. Её применяют в производстве моторных лодок и катеров, каноэ, байдарок и каяков.

Как защищать поверхности из корабельной древесины?

Как защищать поверхности из корабельной древесины?
Как защищать поверхности из корабельной древесины?

Важно помнить, что палубы, настилы в каютах, ступени, поручни, декоративные элементы из такой древесины тоже требуют ухода. Если следить за их состоянием, правильно и регулярно ухаживать, они сохранят красивый вид и прослужат десятилетия. Если нет — со временем поверхности станут грязными, серыми от воздействия ультрафиолета и выветривания. Въевшаяся грязь и соль не просто портят внешний вид, а ускоряют истирание и удерживают влагу.

Правила ухода просты:

  • Регулярно и тщательно мойте поверхности губкой или мягкой щеткой. Не используйте жесткие щетки и агрессивные моющие средства, чтобы не испортить поверхность.
  • Применяйте для очистки специальные составы, которые удаляют грязь и пятна. Они действуют бережно и эффективно.
  • Обработайте неокрашенную древесину глубоко проникающим антисептиком. Это предохранит её от плесени и грибка.
  • Регулярно покрывайте поверхности защитными составами. Это продлит срок службы деревянных изделий и конструкций.

В ассортименте OSMO и Hemel есть составы, разработанные для ухода за деревянными поверхностями яхт, лодок, катеров выше ватерлинии.

Масло Teak Oil от Hemel рекомендовано для палуб из твердой древесины тика, лиственницы и подходит для тропических пород. Состав глубоко проникает в плотную древесину и формирует эластичное покрытие. Обработанная поверхность защищена от влаги и грязи. Древесина остается ухоженной, сохраняет свой цвет и не растрескивается на солнце. Покрытие устойчиво к соленой воде.

Палубные настилы лодок, которые эксплуатируются только в реках и озерах, можно обрабатывать маслом для террас Anti-Rutsch Terrassen-Öl от OSMO. Состав придает водоотталкивающие свойства, обеспечивает превентивную защиту от поражения микроорганизмами, усушки и разбухания. Антискользящий эффект обеспечивает безопасность — вы не поскользнетесь на мокрой палубе.

Для мебели и предметов интерьера из твердой ценной древесины, которые находятся в рубке и каютах, рекомендуем специальное масло Klarwachs от OSMO. Им можно обработать отделку иллюминаторов, обшивку стен и потолка, штурвал, мебельные фасады из меранти, махагони, ироко и других ценных экзотических пород. Благодаря консистенции состав легко впитывается в плотную, маслянистую структуру.

Остались вопросы? Задавайте их в комментариях, и мы обязательно ответим!