Самостоятельность отвоевывается шаг за шагом
Определим основные этапы развития по порядку (берется средний возраст).
• 1 год: научиться ходить. Ходьба – первый большой этап самостоятельности. До этого ребенок передвигался на четырех ногах. В своих желаниях он полностью зависел от взрослых.
• 18 месяцев: отрицание. Когда ребенок вступает в фазу противостояния, он уже требует не только физической, как на предыдущем этапе, но и психологической самостоятельности. Отвечать «нет» родителям – простой и быстрый способ выразить следующее: «Вы тут за меня все решили, не поинтересовавшись, нравится мне это или нет». Еще один шаг к независимости в желаниях.
• 2 года: соблюдение чистоты и речь. Соблюдение чистоты – умение сдерживать позывы, а также подтираться – означает этап телесной самостоятельности.
• 7 лет: разумный возраст. К семи или восьми годам у ребенка меняется образ мыслей и действий. Он становится «рассудительным», то есть он уже умеет размышлять.
• Отрочество. Последний серьезный отрезок в процессе взросления. У родителей есть еще несколько лет до того, как вручить ребенку ключи от социума, научить его правилам поведения и полной самостоятельности. Подростки требуют свободы, а родители должны постепенно приоткрывать к ней дверь.
Не менее важным является - это любовь к себе
Любить себя – значит признать себя индивидуальностью, принять все свои составляющие, включая и те, от которых вы предпочли бы отказаться, а также суметь опереться на свои положительные качества. Чтобы ребенок стал самостоятельным, воспитывался и рос в стимулирующей к этому среде, ему нужны родители, которые любят и его, и себя.
Почему это важно?
Чаще всего мы упрекаем других людей за то, чего не любим в себе. Ребенок растет, познает мир, набирается опыта и постепенно становится личностью. Процесс взросления должен проходить под вашим контролем. Шаг за шагом и благодаря вам он завоюет доверие к себе, самоуважение, самостоятельность… при условии, что вы ему предоставите такую возможность.
Произнесенные нами слова имеют для ребенка смысл. Слово не вернешь. Ребенок не понимает, что вы произнесли его в раздражении, что на самом деле вы так не думаете, просто у вас такая манера разговаривать.
Некоторые фразы, высказанные в приступе гнева, плохого настроения или даже по привычке, могут глубоко задеть ребенка, иногда затормозить его развитие и подавить веру в себя. Злые слова сильно ранят чувствительного ребенка.
Избегайте навешивать ярлыки и выражать окончательные суждения
• «Ты никогда не убираешь за собой!» или: «Ты копуша, тебя как всегда приходится ждать часами!» – фразы, выражающие приговор. Слова «никогда», «как всегда» лишние. Правильней сказать: «Мне не нравится, когда я обнаруживаю твои игрушки у себя в кабинете» или: «Игрушки должны находиться в твоей комнате».
• Точно так же слова: «Ты страшный эгоист», «Энцо в рисовании просто ноль» – ярлыки, навешенные на ребенка. Употреблять их категорически запрещено, потому что ребенок вольно или невольно начинает им соответствовать («А чего стараться, если я такой!»).
Без дисциплины нет самостоятельности
Если самостоятельность означает умение действовать в одиночку и найти свое место в обществе, то дисциплина, воспитанная родителями, а затем и самодисциплина дают возможность правильно себя вести. Что станет с молодым человеком, если родители не привили ему привычку ухаживать за собой, приводить в порядок свои вещи, выполнять свои обязательства, уважать других людей? С этой точки зрения дисциплина и взятые на себя обязанности обретают иной смысл. Это не власть старшего над младшим, а лучший способ помочь ребенку взрослеть и, когда придет время, самому стать авторитетом.
Дисциплина не авторитаризм, а авторитет. Аристотель
Научите ребенка самоорганизации
Для младших школьников можно кв календаре под каждым днем написать, к какому предмету надо подготовиться. Например, под понедельником – задание по истории.
Или сделайте памятку: четверг вечером – приготовить вещи для бассейна.
Планировать
Старшим школьникам недостаточно иметь только расписание уроков. У них много других дел, и нужно уметь правильно поставить цель и наметить стратегию для ее достижения.
Купите ребенку календарь, куда он сможет вписывать даты контрольных работ, спортивных соревнований, каникул, отсутствия в школе, семейные события.
Организуйте порядок в комнате и на письменном столе ребенка
Для организации любой деятельности школьника необходимо, чтобы в его комнате и на письменном столе был полный порядок. Он должен сам знать, где его вещи, а не обращаться каждый раз к маме. Это – элемент самостоятельности.
Продумайте, как наиболее рационально организовать комнату школьника: доступные книжные полки, разноцветные этикетки, блоки ящиков, картотека и т. д. Это следует делать вместе с ребенком: все должно быть удобно и практично.
Приучайте ребенка участвовать в домашнем хозяйстве
Он научится следить за собой, своими делами и средой, в которой живет. Нет ничего более ценного, чем самостоятельность!
Составить расписание обязанностей каждого члена семьи
• Соберитесь все вместе, распределите обязанности и время для их исполнения.
• Составьте таблицу распределения обязанностей на день, на неделю.
• Прислушайтесь ко вкусам, мнению, требованиям и причинам отказа каждого.
• Выработайте план действий в виде таблицы: в одной колонке поставьте дни недели, а другую оставьте для детей. В каждой строчке отмечайте, когда та или иная работа по дому должна быть выполнена.
• Для маленьких детей сделайте рисунок.
Но не торопитесь делать скоропостижных вывод по поводу самостоятельности своего ребенка, например:
Если он умеет держать ложку, это еще не значит, что он созрел, чтобы всегда есть самостоятельно. Если подросток справляется с Интернетом, это еще не значит, что он нормально общается с окружающими.
Невозможно сказать, в каком возрасте ребенок может остаться дома один, пользоваться плитой или отказаться от уроков фортепиано.
Чтобы знать, готов ли ребенок – исходя из возраста, окружения и уровня развития – к новому опыту и новой ответственности, учитывайте его темперамент.
Чтобы узнать какой тип темперамента преобладает у вашего ребенка можете перейти по ссылке:
Перейдите по ссылке
А также прочие черты характера
• Ровное настроение. Есть дети, настроение которых легко поднимается и надолго сохраняется. Есть такие, дурное настроение которых долго не проходит, и они дуются часами.
• Позитивный характер. Дети с легким характером лучше адаптируются, чем пессимисты и нытики.
• Энергичность и хорошая физическая форма. Дети, обладающие хорошим здоровьем, вооружены для будущего лучше, чем быстро устающие и нуждающиеся в восстановлении.
• Способность концентрироваться и прилагать усилия. Некоторые дети любят, когда им бросают вызов, и сами любят делать это. Они впутываются во всякие истории и, несмотря ни на что, идут до конца.
Умываться самостоятельно
Приблизительно с трех лет ребенок начинает умываться самостоятельно. Многим родителям кажется, что это слишком рано, и они не могут доверить ребенку столь ответственное дело. Ребенок, которому в ванной дают в руки мыло или гель для душа и объясняют, как намыливаться и ополаскиваться, рано привыкает принимать душ самостоятельно (но не мыть голову).
Внимание: не оставляйте ребенка в ванной комнате одного!
Выбирать одежду и прическу
Родители несколько раз в год вместе с детьми покупают им одежду. Возникают споры? Если одежда по размеру, удобная для ношения и по разумной цене, я советую родителям дать самим детям возможность ее выбирать. Это снизит риск конфликта и в магазине, и дома, когда утром ребенка заставляют надевать то, что ему не нравится. Совместные покупки позволяют поговорить о бренде, стиле и личных пристрастиях.
Зачастую выбор подростка не совпадает со вкусом родителей, и это совершенно нормально.
Самостоятельно делать домашнее задание
«Когда, наконец, можно прекратить заниматься уроками ребенка?» – серьезный вопрос для родителей.
В основном, когда ребенок идет в школу, он должен делать уроки сам и в своей комнате. Однако одни дети способны заниматься более или менее самостоятельно, а другим требуется постоянная помощь.
Добиться хорошего результата можно путем настойчивого тренинга с первых школьных дней.
• Сажайте ребенка за уроки сразу после полдника или после вашего возвращения с работы. Игры и телевизор – потом.
• Разрешите ему, если он захочет, делать уроки за столом в общей комнате, но без телевизора и музыки.
• Наблюдайте за тем, что он делает. Проверьте, есть ли у него нужный учебник, тетрадь и все необходимые материалы. Убедитесь, что он понимает, что от него требуется.
• Дайте ребенку подумать и поработать. Вы не должны каждую минуту помогать ему или делать задание за него.
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ:
Дорогие родители! Если вы хотите привить самостоятельность вашему ребенку, а у вас возникли трудности и сопротивления со стороны ребенка. А так вы замечаете проявления тревожности, агрессивного поведения и прочие проблемы, то я смогу вам помочь в решении вашего запроса.
Работаю с такими проблемами:
- Страхи(фобии)
- Тревожные состояния
- Проблемы со сном
- Социальное тревожное расстройство
- Агрессивное поведение
- ВСД
- Проблемы в воспитании и прочие трудности.