Василий Блаженный (1469 — около 1557) — один из наиболее известных московских святых, родился в 1469 году в московском подгородном селе Елохове.
Родители его были крестьянами. Еще отроком они отдали Василия на обучение сапожному мастерству. Согласно житию, в раннем возрасте он получил от Бога дар прозорливости: отрок предсказал одному из посетителей сапожной мастерской скорую кончину.
В 16 лет блаженный Василий бежал из дома и взял на себя подвиг юродства: он жил без крова и одежды, подвергал себя большим лишениям, отягчал тело веригами.
Вскоре жители Москвы признали в святого Василии Христа ради юродивого, человека Божия, через которого Господь являет чудеса. Обладая даром прозорливости, святой предрек большой пожар 1547 года в Москве. Блаженный Василий вскрывал грехи и неправды в людях, не боясь сильных мира сего. Однажды святой обличил царя Иоанна Грозного, который относился к блаженному с почтением и страхом.
Проповедуя милосердие, святой Василий помогал тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи более других.
Проведя 72 года в подвиге юродства, блаженный Василий скончался 2 августа 1557 года в возрасте 88 лет. Мощи святого были похоронены на кладбище Троицкой церкви, что во Рву, где царь Иоанн Грозный указал строить собор Покрова Пресвятой Богородицы, в память покорения Казани.
Почитание святого было настолько сильным, что комплекс храмов, состоящий из Троицкой, Покровской и иных церквей (приделов), в народе стал именоваться храмом Василия Блаженного.
Блаженный Василий Московский был прославлен в лике святых в 1588 году при Патриархе Иове. Его память совершается 2/15 августа.
Святому было написано немало богослужебных текстов на церковнославянском языке. Один из них — молитву святому — мы рассмотрим в настоящей заметке.
Истинный друже и верный рабе Всетворца Господа Бога
О великий угодниче Христов, истинный друже и верный рабе Всетворца Господа Бога, преблаженне Василие!
Молитва начинается с обращения к святому. Помимо шести падежей, в церковнославянском языке выделяется особая — седьмая — форма, называемая звательной (вокативом). Она характеризуется лишь ей присущей функцией — обращения. В истории русского языка особенные звательные формы утратились.
В первом предложении церковнославянской молитвы мы видим примеры звательной формы: великий угодниче Христов, истинный друже, верный рабе, преблаженне Василие.
Услыши ны, многогрешныя, ныне воспевающыя к тебе и призывающыя имя твое святое, помилуй ны, припадающыя днесь к пречистому образу твоему, приими малое наше и недостойное сие моление, умилосердися над убожеством нашим и молитвами твоими исцели всяк недуг и болезнь души и тела нашего грешнаго.
Во второй части литургического текста молящиеся обращаются к святому с прошениями. Глаголы здесь выражены повелительным наклонением: услыши, помилуй, приими, умилосердися, исцели. Повелительное наклонение имеет значения побуждения, и им часто выражаются молитвенные просьбы.
Примечательно также местоимение ны. В церковнославянском языке в Д. и В. п. ед.ч. и в В.п. мн.ч. возвратное и личные местоимения 1 и 2 лиц могут иметь по две формы — полную и краткую.
В молитве мы видим форму В.п. мн.ч. личного местоимения 1 лица — нас, полная же — нас.
Важно также отметить церковнославянское слово убожество. Оно относится к числу церковнославяно-русских паронимов. Его значение — бедность, нищета. В контексте настоящей молитвы речь идет о духовной нищете.
Слова молитвы побуждают читающих и слушающих ее к смирению. Добродетель смирения, согласно православному учению, должна проявляться, прежде всего, по отношению к Богу. Смирение есть стремление подчинить свою волю святой Божией воле. Оно проявляется в видении своих грехов, надежде на Божие милосердие, а не на собственные заслуги.
В молитве представлено смирение перед святым — человеком, достигшим спасения и находящимся ближе нас к Богу. В тексте это отражается так: ны многогрешныя; малое и недостойное моление; умилосердися над убожеством нашим.
Ищите же прежде Царства Божия (Мф. 6:33)
Сподоби ны течение жизни сея невредимо от видимых и невидимых врагов безгрешно прейти и Небеснаго Царствия наследие получити со всеми святыми во веки веков. Аминь.
В последнем предложении молитвы представлена просьба о даровании молящимся защиты в земной жизни от врагов физических и духовных. Под последними нужно понимать врага рода человеческого, а также наши собственные страсти и внешние соблазны.
Любопытно слово течение, которое снова относится к числу церковнославяно-русских паронимов. В церковнославянском языке значения настоящего слова таковы: 1. бег, ристалище для бега; 2. путь жизни; 3. истечение, поток.
В молитве слово употребляется во втором значении.
Мы можем просить у святых и Бога помощи в житейских делах, но во главе для христианина должно стоять спасение, по слову Иисуса Христа: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6:33).
А заканчивается молитва выражением желания достичь Царствия Небесного, в котором уже пребывают блаженны Василий Московский и прочие святые.
#церковнославянский #церковь #кириллица #языки #православие#русский язык #молитва #богослужение
Текст подготовил Дионисий Миронюк.
Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Всегда живого церковнославянского»