Найти тему

10 лет исполнилось PlayStation 4 — последней «некстген-консоли»

Оглавление

PlayStation 5, конечно, тоже замечательное устройство, но именно с четвёртой «плойкой» уходит (но пока ещё не ушла) эпоха. За эти десять лет многое в игровой индустрии изменилось, а понятие поколений на консольном рынке совсем размылось. Юбилей PlayStation 4 — хороший повод вспомнить, что же сделало её особенной и последней в своём роде.

Последняя консоль за которой я летел в другой город, чтобы проторчать пять часов в очереди на старте продаж — и никаких сожалений
Последняя консоль за которой я летел в другой город, чтобы проторчать пять часов в очереди на старте продаж — и никаких сожалений

PlayStation 4 поражала своей мощностью

И не сырыми терафлопсами, которые ни о чём никому не говорят, а реальной картинкой, которую она показывала в играх с самого старта. Игры на PS3 после выхода «четверки» смотрелись как «прошлое поколение», как в своё время было при переходе с PS2 на «тройку». Одна только The Last of Us, разве что, была исключением. Но как она заставляла кряхтеть, тарахтеть и греться старушку PS3! А на старте PS5 нас удивляли только ремейком Demon’s Souls и быстрыми загрузками. Здорово, но уже не шок и трепет.

«Кроссген» существовал и на выходе PS4 — в первые годы её существования потенциальные хиты, вроде Assassin’s Creed 4: Black Flag и Call of Duty выходили и на прошлом поколении (всякие спортсимы не считаем в принципе). Но версии для PS4 выглядели и работали настолько лучше, что никаких вопросов о целесообразности покупки новой железки не возникало. А большие эксклюзивы самой Sony сразу шагнули исключительно в новое поколение и показывали графон, поначалу недоступный даже на топовых ПК. Собственно, PS4 была последней консолью, которая на старте могла уделать по качеству картинки компьютеры.

Такую картинку нам показывали при ещё живой PS3!
Такую картинку нам показывали при ещё живой PS3!

Эксклюзивы Sony на старте PlayStation 4 ещё не превратились в одну и ту же игру в разных сеттингах

И это самое важное. Сейчас «эксклюзив Sony» — это не только знак качества, но и, в зависимости от контекста, обидное клеймо. Потому что в последние годы все новые игры от Sony действительно очень похожи друг на друга и выступают плюс-минус в едином жанре — это кинематографические «взрослые» экшены об актуальных проблемах западного человека.

А PS4 началась с Knack, Resogun и Killzone: Shadow Fall. Первая — мемный, но качественный трёхмерный платформер с лёгкой атмосферой приключенческих игр времён PS2. В 2013 году картинка в Knack казалась неотличимой от «пиксаровских» мультфильмов. Resogun, будучи простецким сайд-скроллером в духе игр из 80-х, поражала не только своей залипательностью, но и безумным количеством красивейших эффектов на экране. Впечатляет и сегодня, но тогда просто челюсть падала. Ну а Killzone: Shadow Fall — это просто царский сай-файный шутер и последняя на сегодня большая часть незаслуженно забытой серии. Но с тех пор Sony забила не только на серию, но и на шутеры в принципе.

Физика и количество частиц на старте PS4 — это как рейтрейсинг на старте PS5 (ну, почти)
Физика и количество частиц на старте PS4 — это как рейтрейсинг на старте PS5 (ну, почти)

В последующем мы получили недопонятую на выходе, но оценённую многими спустя годы полуаркадную гонку Driveclub. Легендарную Bloodborne, которая в представлении не нуждается — мы её до сих пор периодически облизываем. Трогательную сказку The Last Guardian от разработчиков великих Ico и Shadow of the Colossus. Великолепный ремейк самой Shadow of the Colossus. Всё ещё лучшее интерактивное кино и один из лучших подростковых слэшеров — Until Dawn.

Uncharted 4, Matterfall, The Order: 1886, Ghost of Tsushima, Death Stranding, в конце концов! Огромный список. Всё это чудовищно красивые и очень разные игры. И это мы еще не говорим про мультиплатформу.

Даже топовые «эксклюзивы PS5» стартовали именно на «четверке»: не забываем про Horizon, перезапущенную God of War и «Человека-паука». Игры на PS4 только-только перестают выходить, да и то этот процесс отправки старушки на пенсию кажется искусственным, поскольку даже вторую Horizon и The Last of Us Part 2 она тянула без серьёзных проблем. PS5 от себя ничего существенного до сих пор не добавила, но собирается — чёртовы игры-сервисы.

-5

PlayStation 4 вывела виртуальную реальность на консоли

Несколько лет вышедший в 2016 году PSVR оставался самым доступным шлемом виртуальной реальности — идеальным входом в VR-игры. Это не было оглушительным успехом, но в целом затея окупилась. Sony нашла идеальный баланс между функционалом устройства и его ценой, чего не скажешь о второй версии PSVR для PS5.

Даже сегодня урвать на барахолке первый PSVR, чтобы поиграть в его эксклюзивы (ну, или ради развлечений другого рода) — отличное решение. Это же внушительная библиотека из почти полсотни игр. А уж если смотреть и на мультиплатформенные тайтлы, то игр и вовсе наберётся на несколько лет вперёд, особенно учитывая, что одна только Beat Saber может проглотить пару сотен часов жизни. На этом поле у Sony попросту нет и не было конкурентов.

-6

PlayStation 4 «дружила» с PS Vita и предлагала другие инновации — странные, но любопытные

Буквально на днях вышла недоконсоль переаксессуар PlayStation Portal. По сути геймпад с большим экраном, который подключается по сети к вашей PS5, которая стримит на него игры. Самостоятельно эта штука ничего запускать не может. Сегодня мало кто помнит, но похожий «аксессуар» с такими же функциями был и у PS4. Он назывался PS Vita. Только «Вита» была полноценной портативкой, наследницей PSP. У неё и своя библиотека отличная, и принимать картинку с PS4 она умела и даже в качестве геймпада для большой консоли могла выступать. Жаль, не со всеми играми это работало.

На PS4 мы впервые увидели сенсорную панель на геймпаде и встроенные в него же динамик и микрофон. Да, в большинстве игр это просто гиммик. Но в тех немногочисленных проектах, которые функции геймпада использовали на полную, все это казалось волшебством. Особенно на старте, когда таких эмоций хотелось больше всего. PS5 экспериментировать уже побоялась и добавила в свой контроллер только адаптивные триггеры. Решение понятное, практичное, но и магия развеялась.

-7

PlayStation 4 первой научилась без дополнительного оборудования делать скриншоты и снимать ролики

И сделала это стандартом, даже специальную кнопку на геймпаде под это дело придумав. Сегодня вообще невозможно представить консоли без этих функций. Даже Nintendo Switch скриншоты сохранять умеет. И ничего столь же практично-революционного мы с тех пор на консолях не увидели. PS5 добавила к этим функциям только гору мусорных подсказок и ненужных ссылок, безбожно перегрузив интерфейс в погоне за «социальностью».

PlayStation 4 жива, и дело её живёт. Все её лучшие идеи перекочевали на PS5 и заработали там ещё лучше. Но это и делает «четвёрку» особенной. Это последняя большая консоль, которая нас удивляла, задавала тренды и смело (или безумно) экспериментировала. Следующее поколение стало более «спокойным» и отточенным, пойдя по эволюционному пути, развивая базу, заложенную PS4. И это хорошо! Но без революции нет того уже подзабытого геймерского вау-эффекта, мандража и ощущения шага в будущее, который мы испытывали, впервые включая консоль нового поколения. По этим ощущениям мы будем скучать.

Денис Майоров, Disgusting Men.