По улице сосредоточенно, не обращая внимания на немцев, шагали отец и дочь Соснины. Девушка несла медицинский саквояж отца. Прошли в сторону дома учительницы Евгении Фёдоровны Дорошок. Не прошло и часа, как у учительского крыльца уже спрыгивали с трёх грузовиков каратели.
…Доктора Ивана Ивановича Соснина горожане маленького города Малина, что в Житомирской области знали уже 25 лет. Он жил в центре. Хотя на двери и не было таблички или времени приёма, но все знали, что доктор не откажет в срочной помощи никогда.
Он надеялся успеть эвакуировать жену Ларису, детей Нину и Валентина, но не успел. Когда в город вошли войска оккупантов, первым из компании одноклассников дочери и сына у них появился Владислав Павленко. Потом «подтянулись» другие комсомольцы. В первую же ночь они вывесили листовку «смерть немецким оккупантам!» прямо на полицейском управлении. Постаралась Нина.
Дальше на кладбище организовали схрон, куда складывали добытое оружие. Ежедневно слушали сводки Совинформбюро и распространяли эту информацию в листовках. Не менее отчаянно действовал и доктор – выдавал ребятам справки о том, что они негодны к отправке в Германию. А чтобы было правдоподобно, научил, как действовать, чтобы по телу появлялись на время жёлтые пятна. Немцы их видели, ругались, но отправлять больных неизвестно чем в Германию не хотели.
Через некоторое время на группу Соснина вышел руководитель городского подполья, Павел Тараскин, специально оставленный для этого в городе. Он сообщил Нине, что коммунисты приняли решение поставить её во главе комсомольцев-подпольщиков.
В маленьком городе все новости разлетались быстро. Поэтому, как ни пытались фашисты скрывать, о взрыве состава со снарядами или сгоревшем заводе по заготовке леса узнавали в тот же день. А потом летели на воздух мосты, немецкие обозы с продовольствием «намертво» вставали на дорогах на развалившихся «вдруг» телегах. А ещё то тут, то там находили предателей, не подававших признаков жизни. И у каждого обязательно табличка на шее, что так будет с каждым, кто предаёт свой народ.
Полиция густо развесила по городу объявления – обещала сначала 20 тыс. марок, потом втрое увеличила сумму вознаграждения любому, кто сдаст командира подпольщиков. И таковой нашёлся! Местный житель Лизюка, которому патриоты доверили для дела устроиться в полицию.
Враги взяли Тараскина и ещё двоих подпольщиков. Их испытания были страшными, но они никого не сдали. Теперь на место Тараскина встала Нина. Вместе с ещё одной девушкой они носили в дом к подпольщику Степану Недашковскому всё, что удавалось достать для партизан. Прятали в корзинах с едой, которую якобы выменяли для себя в окрестных сёлах.
Недашковский жил фактически в лесу, оживлённые дороги были далеко. Немцы здесь появлялись крайне редко. А вот партизаны приходили «в гости» часто. Малинское подполье держало связь с четырьмя партизанскими соединениями. И в леса шли разведанные через разные явочные квартиры.
Менялась ситуация на фронте. Наши войска подходили всё ближе. И однажды Нина попросила у секретаря подпольного обкома партии Степана Фёдоровича Маликова отправить её в действующую партизанскую группу. Но работа подпольщиков была тогда невероятно важной, и Нину Соснину оставили в Малине.
…Когда в дверь забили прикладами каратели, убежать огородами было ещё можно. Но вместе с отцом Нина кипятила в тазу операционные инструменты, чтобы извлечь пули у тяжело раненого партизанского пулемётчика. Бросить его было невозможно.
Ожидая, когда из дома выйдут понявшие бесполезность сопротивления осаждённые, немцы рассредоточились вокруг жилья. В ответ из дома раздались автоматные очереди. Перестрелка длилась несколько часов, прежде чем из дома перестали отвечать. Обрадованные фашисты рванули к дому, чтобы взять партизан живьём. Тогда в их гущу метнулись ещё две гранаты.
К позднему вечеру немцы поняли, что массивные двери в дом им никто не откроет. Тогда, подобравшись со стороны огорода, они натаскали соломы и не жалея полили стены дома бензином.
Очевидцы утверждают, что, когда от огня начала рушиться крыша, они увидели в окне стоявших обнявшись отца и дочь. Заканчивался день 31 августа 1943 года.
Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните
Мать и брат были отправлены нацистами в концлагерь. Их освободили партизаны из отряда Михаила Наумова.
Врач Иван Иванович Соснин награждён посмертно Орденом Отечественной войны I степени. Его дочь Нина стала Героем Советского Союза, отмечена Орденом Ленина и медалью Золотая Звезда. Произошло это через 20 лет после Победы. Героизм подпольщиков становился известным не столь быстро, как бойцов фронта.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.