Проект федерального закона о регулировании в сфере платных цифровых подписок и защите прав потребителей обсудили в Совете Федерации РФ на совещании под председательством сенатора от Алтайского края Виктора Зобнева. По мнению разработчиков, новый закон призван защитить пользователей рунета от так называемых «подписочных ловушек» – платных подписок, навязываемых онлайн-сервисами. Документ пока находится на стадии обсуждения, однако вероятность его принятия весьма высока. Подробности сообщает Толк».
На минувшей неделе в Совете Федерации РФ прошло совещание, посвященное регулированию деятельности интернет–площадок с платным контентом. Участие в нем приняли представители обеих палат российского парламента, Роспотребнадзора, Роскомнадзора, Центробанка и российского объединения онлайн-кинотеатров - ассоциации «Интернет – Видео». Модератором совещания выступил сенатор от Алтайского края Виктор Зобнев.
«Более 90 % жителей нашей страны является интернет-пользователями, а значит, и потенциальными потребителями цифрового контента. Онлайн-кинотеатры, электронные и аудиокниги, музыка прочно вошли в нашу жизнь. Вместе с тем есть ряд вопросов, не урегулированных законодательно и требующих нашего пристального внимания», – отметил Зобнев.
Его мысль продолжил депутат Госдумы РФ, член комитета по информационным технологиям и связи Антон Немкин, который обратил внимание на то, что многие онлайн-сервисы не присылают пользователям уведомления о продлении подписки, «молча» списывая деньги за услугу, которая уже, возможно, не нужна пользователю. Кроме того, нередко создаются сложные алгоритмы отписки. Согласно приведенной думцем статистике, 72 % пользователям онлайн–сервисов технически сложнее отписаться от услуги, нежели на нее подписаться. При этом часть подписчиков попадает в «ловушку» из-за невнимательности – подключает бесплатный льготный период, а затем вспоминает об этом только тогда, когда он заканчивается и подписка продляется уже за деньги.
Антон Немкин, депутат Госдумы РФ:Для того, чтобы сохранить оборот на высоком уровне, площадкам, которые предоставляют такие подписки, необходимо держать долю отписок низкой. Поэтому некоторые компании нередко используют непрозрачные и недобросовестные практики, чтобы оставить потребителей с подписками, которые они не используют, загнать в так называемую подписочную ловушку. В результате почти у 20 % пользователей есть платные подписки, которыми они уже не пользуются.
По мнению разработчиков нового законопроекта, необходимо законодательно закрепить обязанность для сервисов не менее чем за сутки предупреждать клиентов о списании средств за подписку. При этом уведомление должно содержать не только дату списания платежа, но и информацию о том, как прекратить эту подписку, а также ссылку на платформу, где можно от нее отказаться. Отдельно также предлагается запретить торговым площадкам списывать деньги с карт, данные которых были удалены ранее из личного кабинета.
«Мы не предлагаем вводить никаких революционных технических решений, просто уведомляйте своих пользователей вовремя, не списывайте деньги с карт, которые уже не привязаны к аккаунтам. Это очень актуально и, по нашему мнению, очень правильно. Ведите честную игру», – подчеркнул Антон Немкин.
По замыслу авторов законопроекта, следить за исполнением нового закона должен будет Роскомнадзор, но в работу над проектом вовлечены и структуры, отвечающие за защиту прав потребителей, в том числе Роспотребнадзор. На совещании в Совфеде представители данного ведомства с грустью констатировали, что россиянам пока не хватает цифровой грамотности, которая позволяет защищаться от разного рода манипуляций интернет-сервисов.
«К сожалению, у нас нет должного уровня договорной культуры, а у граждан зачастую нет цифровой, финансовой грамотности. Однако если произошло списание платы за подписку вопреки воли потребителя, то он на основе договорных отношений с банком вправе в течение 24 часов заявить о списании денег против его воли, и банк обязан вернуть ему деньги», – заявил начальник управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков.
Исходя из выступлений представителей власти, можно предположить, что вероятность принятия законопроекта весьма высока, однако разработчикам проекта робко оппонируют участники рынка, считающие, что проблема «подписочных ловушек» несколько преувеличена. «С нашей точки зрения, дополнительные уведомления являются лишними, поскольку пользователь уже как минимум дважды уведомляется о том, что происходит у него со списанием денег за услугу: один раз в рамках регулирования контрольно-кассовой техники и второй раз в рамках банковского регулирования, ему просто приходит SMS-уведомление о списании», - заявил на совещании в Совфеде гендиректор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин.
Как отмечает «Толк», в настоящее время рабочая группа под руководством Виктора Зобнева собирает предложения по данной теме. Планируется, что до конца ноября в Совете Федерации пройдут парламентские слушания, посвященные актуальным вопросам защиты прав потребителей. После них будут подготовлены рекомендации по корректировке законодательства в сфере защиты прав потребителей в целом. Тем не менее, в СФ РФ уже сейчас убеждены, что такой закон необходим.
Виктор Зобнев, член Совета Федерации РФ:Прежде всего, мы должны определить позицию: все-таки бизнес для человека или человек для бизнеса? Я считаю, что бизнес должен существовать в интересах людей.
Добавим, что, в случае принятия закона, будут внесены соответствующие поправки в КоАП, которыми определят наказание за продление подписки без согласия пользователя. Хотя, как было отмечено в ходе совещания, некоторые крупные российские сервисы уже начали предупреждать пользователей о предстоящем продлении подписки, не дожидаясь, пока их обяжут делать это на законодательном уровне.