Найти тему

Лист работы Плавинского. Хочется вглядываться в каждую прожилку

Лист этот видели многие, кто хоть немного знаком с творчеством художника Дмитрия Плавинского (1937 – 2012). Он максимально приближен к нам, мы видим его прожилки, его «плоть», которой уже коснулось тление. Вспоминается Платонов: «Синий лист дерева легко упал близ Дванова, по краям он уже пожелтел, он отжил, умер и возвращался в покой земли».

Космический лист
Космический лист

Свой офорт мастер назвал «Космический лист», и это действительно отдельный микрокосм. К литературным ассоциациям можно добавить Заболоцкого. А сам Плавинский называл Хлебникова, чью поэзию считал гениальной.

Лист непрочен, «жизнь» его коротка. Но, добавляет художник, рано и поздно уходит все. Рассыпаются страницы «Старой Библии», рушится «Заброшенная церковь», лицо (или, скорее, лик) «Старухи», этой «уходящей натуры, осыпается, как красочный слой рублевского «Спаса»…

Старуха
Старуха
Церковь Благовещения в деревне недалеко от Загорска
Церковь Благовещения в деревне недалеко от Загорска

Но Плавинский всюду способен увидеть вечный круговорот жизни. «Творение мысли и рук человеческих рано или поздно поглощается вечной стихией природы: Атлантида — океаном, храмы Египта — песком пустыни, Кносский дворец и лабиринт — вулканической лавой, пирамиды ацтеков — лианами джунглей. Для меня наибольший интерес представляет не расцвет той или иной цивилизации, а ее гибель и момент зарождения следующей…» На одной из его работ на корабль викингов погружены развалины великолепного древнегреческого храма. А на другой этот же корабль похож на умирающее, полузасыпанное снегом животное. Но из него растут цветы. Жизнь продолжается.

Ладья викингов
Ладья викингов

Во всех этих работах очевидна еще одна вещь – восхищение фактурой и структурой предметов. Будь это ткань, в которой вот-вот запутается «Бабочка», бумага, дерево или причудливо изогнутая раковина. Снова дадим слово Плавинскому: «…Главное всегда одно — любовь к структурам; структуризмом проникнуто все: пишет ли художник картины, изучает ли окаменевшие раковины, рассматривает ли гриб, кору, насекомых, — везде он ищет эту удивительную ритмичность разнообразных структур…»

Формы меняются, переходят одна в другую, гибнут или просто исчезают. В этом мире, как и мире Платонова, «некомфортно», порой холодно. А что сохранит от нашей эпохи для следующей другой художник? Ведь и великие цивилизации были не вечны.

Бабочка
Бабочка
Черепаха
Черепаха
Иерусалим в лунном свете
Иерусалим в лунном свете
Цветок жизни
Цветок жизни
Строящееся Евангелие
Строящееся Евангелие
Слово
Слово