Найти тему
Философия отдыха

Иван Стебунов: «Я постоянно ловлю свои три секунды счастья…»

Яркий и харизматичный, он жаден до работы, своим примером лишний раз убеждая окружающих, что его жизнь – игра, на сцене и в кино. С юности определившись с профессией, он не сходит с раз и навсегда избранного пути, хотя встречаются на нем и бугорки, и ямки. Однако если любишь то, чем занимаешься, не страшно абсолютно ничего. Иван Стебунов, артист театра «Современник» и «Театра Луны» – о призвании, новых ролях, учителях и «не кризисе» среднего возраста.

Ваше театральная карьера началась в «Современнике», и вы до сих пор играете в двух спектакля, поставленных Галиной Борисовной Волчек – это «Три товарища» Ремарка и «Три сестры» Чехова.

Пришел я в театр как приглашенный артист. После достаточно удачного сериала «Курсанты» один известный московский режиссер предложил мне сыграть в спектакле «Антоний и Клеопатра» роль Октавиана Цезаря. Галина Борисовна была с этим не согласна: когда я впервые оказался у нее в кабинете, она смотрела как-то сквозь меня и говорила этому самому режиссеру (Кириллу Семёновичу Серебренникову): «А зачем мне нужен этот мальчик?» Режиссер потом рассказывал, что я был в этот момент прозрачный, через меня можно было рассматривать Галину Борисовну, настолько я был замерший, как кролик перед удавом.

Галина Борисовна, судя по всему, в результате не пожалела, что приняла вас в труппу...

Она дала мне шанс, поверила режиссеру, что все у нас получится. И действительно, спектакль прошел очень достойно. «Антоний и Клеопатра» всегда был одним из моих любимых спектаклей. Вообще в «Современнике» важно начать! Там не дают времени, чтобы разогнаться, собраться… Сюда не берут на вырост, нет, здесь нужно сразу стрелять в десятку. И, слава Богу, у меня это получилось. Спектакль удачный, роль Цезаря – для меня любимейшая, я просто летал по сцене. Это был настоящий успех, особенно для молодого артиста, вчера только закончившего Санкт-Петербургскую академию театрального искусства и снявшегося лишь в одном сериале. Так я был взят на разовую историю, и когда это получилось, мне сразу предложили начать работу в «Горе от ума» Римаса Туминаса в роли Чацкого и войти в спектакль «Три товарища».

Волчек, получается, сыграла в вашей карьере ключевую роль?

Она была для меня другом, настоящим другом. А я для нее был «дружочек», «Ванечка»… Меня в театре и до сих пор так называют. Для нее профессиональные качества всегда были главными: она могла многое простить человеку, если видела, что он искренне относится к делу.

В последней премьере «Мещан» вы играете Нила. В чем основной конфликт между вашим героем и его отцом Бессеменовым?

Нил страстно хочет, чтобы его любили. Он приемный, чужой в семье и это чувствует. В первой же сцене это видно, когда он рассказывает, как прошел его день, и никто его не слушает, никто. И тогда он становится волчонком. А если бы его любили и хвалили, его «холка» сразу бы опустилась. Он из нового поколения, того, что придет через несколько лет раскулачивать свою семью. Он человек революции. Но начало этой истории – желание, чтобы его в этой семье любили, и отец, Бессеменов, прежде всего.

В начале этого сезона было объявлено, что вы сыграете главную роль Зилова в «Утиной охоте».

Да, это мечта, и вот она сбылась. Это действительно моя настольная пьеса и мое настольное кино. Мы с режиссером Пашей Сафоновым еще не садились, не думали, все еще впереди. Сказать, что я счастлив? Я действительно очень рад.

Мне кажется, необязательно делать из Зилова совершенно нового персонажа. Вот человек проснулся, и его задача такая же, как и 150 лет назад: мир и он. О чем всю жизнь писал Чехов? О том, как мечталось, как хотелось, и о том, как сложилось. Это те самые вопросы, на которые люди всю жизнь отвечают. Поэтому вопрос «Чем удивлять будете?» точно не тот, с которого я буду начинать разговор с режиссером.

-2

Вы работаете еще в одном театре. Как вы туда попали?

Года полтора назад началась моя работа в Театре Луны: раздался звонок и меня пригласили сыграть главную роль в спектакле «Ночь нежна». Это флагманский спектакль по Фицджеральду, то, с чего театр, собственно, и начался, невероятно крутой и талантливый.

Еще в этом театре 26 октября будет премьера спектакля «Человек-амфибия», где я играю роль Зуриты. Я просто кайфую… На премьере в БКЗ «Москва» будет 4000 зрителей! Мне это все нравится, такой невероятный масштаб и вызов, очень яркое музыкально-танцевальное мероприятие.

Вы верите в судьбу и предначертанность, или все не так просто?

Мне нравится фраза, которую повторял мой мастер Геннадий Рафаилович Тростенецкий: «Расставляйте ловушки для судьбы». Это включает и поведение, и работу, и встречи – все время расширяйте свой круг. То есть можно верить в фатум, но тем не менее надо двигаться вперед. Я в свое время уходил из театра «Современник» на полтора года и уезжал к себе в Барнаул. Конечно, это тоже было, наверное, необходимо и предрешено в моей биографии. Судьба – это же не только о том, как ты вышел, а тебе на голову упал кирпич.

Кстати, почему вы решили бросить все и уехать руководить театром к себе на родину?

Мне было 33 года, десять лет работы в театре позади – как-то все совпало, захотелось перемен и пришло такое предложение. Я полетел на фестиваль имени Золотухина – он был худруком этого театра, но накануне ушел из жизни, и театр остался без руля и без ветрил. Я увидел большой театр, хорошо оснащенный, а для меня это очень ценно. Если артист зайдет в театр, пройдет по коридору и заглянет в цеха, то сразу поймет, как они работают, зайдет на репетицию – и сразу поймет все про труппу. В этом случае я увидел готовый и очень хорошо оснащенный молодежный театр Алтая, большое здание на главной площади в центре города, с колоннами. И как-то так мне от этого стало тепло и хорошо.

А после у меня начался совсем иной период – я невероятно стал кайфовать, открылось совсем другое дыхание, и это не только слова. До этого я устал – стал хуже работать. Стал скучен себе и в профессии, это был такой этап. Потом, через два года, случилось возвращение в «Современник», которое устроил Михаил Олегович Ефремов. Они сидели в кабинете с Галиной Борисовной и обсуждали новую постановку – «Возращение домой» Пинтера. И Михаил Олегович сказал: «А я недавно с Ваней встречался! А давайте-ка его вернем?» Прямо из кабинета мне сразу и позвонил, пригласил. И вот мы встретились, и как будто не было этой паузы: мы просто обнялись и даже не возвращались к этой теме, будто я никуда не уезжал. И пошла настоящая работа… Если раньше, в 30 лет, я думал: «О господи, сегодня спектакль!», то сейчас я счастлив этому. Как это хорошо, как здорово, что сегодня спектакль, и как хорошо, когда их много! Правда, это никакое не кокетство… Что-то вернулось внутри, и я понял: это моя профессия, мое призвание, моя жизнь, всё.

Героиня Михаила Ефремова в короткометражке «Кошечка», говорит, что талант ничего не значит.

Могу подписаться: талант в нашем мире сейчас мало что определяет, но это все касается короткой дистанции. А дальше уже не проходит: надо будет доказывать, доказывать и доказывать. В этом и заключается наша профессия. Я видел, как всегда волнуется Игорь Владимирович Кваша перед выходом на сцену, как невероятно волновался Валентин Иосифович Гафт, когда была его последняя премьера о Сталине с Романом Виктюком. Он тогда собрал нас и проверял в репетиционном зале, нравится нам или нет. Ему была важна каждая реакция, каждая наша мысль. Я так рад, что мне удалось с ним поговорить и многое ему сказать, потому что пьеса действительно грандиозная!

Вы повторяете, что подходите к какому-то рубикону, своему среднему возрасту. Есть что-то, о чем вы жалеете?

Да, чересчур бесшабашно я свою молодость провел до тридцати. Это было чрезмерно, и об этом я жалею. Сказать: «Да ладно, это была молодость, и все классно» – нет, не могу так себя успокоить. Но сейчас я свою жизнь просто с горой забил работой: я работаю в двух театрах, у меня есть съемки, просто не даю себе ни дня отдыха. Сейчас даже могу участвовать в чем-то, что мне не очень нравится, лишь бы утром ехать репетировать, общаться с людьми, двигаться.

Что вас радует и поднимает настроение моментально?

У меня, слава Богу, все хорошо в семье. Утром я успел порепетировать, потом танцевал, после сходил на тренировку. Я бросил курить уже больше года назад – для меня это очень важно. Вот такие простые вещи меня очень радуют, я постоянно ловлю свои три секунды счастья…

Беседовала Анна Сиротина

#интервью, #биография, #артист, #кино, #театр, #Стебунов, #Современник, #театр Луны