Григо́рий Ефи́мович Распу́тин — сибирский крестьянин. Приобрёл всемирную известность благодаря тому, что был другом семьи российского императора Николая II. В 1910-е годы в определённых кругах петербургского общества имел репутацию «царского друга», «старца», прозорливца и целителя.
В середине XIX века крестьянин из села Покровского Тобольской губернии Ефим Яковлевич Распутин женился на девице Анне. Жена неоднократно рожала дочерей, но они умирали. Умер и первый мальчик Андрей. Из переписи населения за 1897 год известно, что 10 января 1869 года (день Григория Нисского по юлианскому календарю) у нее родился второй сын, названный в честь календарного святого. Но метрических книг сельской церкви не сохранилось, а в дальнейшем Распутин называл разные даты своего рождения, скрывая реальный возраст. Поэтому точный день и год появления на свет Распутина до сих пор неизвестны.
Отец Распутина поначалу много пил, но затем взялся за ум и обзавелся хозяйством. Зимой он подрабатывал ямщиком, летом пахал землю, рыбачил и разгружал баржи. Юный Григорий был тщедушным и мечтательным, но продлилось это недолго. Едва возмужав, он начал драться со сверстниками и родителями и лихо гулять. Однажды умудрился пропить на ярмарке телегу с сеном и лошадьми, после чего шел домой восемьдесят верст пешком. Односельчане вспоминали, что уже в юности он обладал мощным сексуальным магнетизмом. Гришку не раз заставали с девками и били.
Вскоре Распутин начал воровать, за что едва не был выслан в Восточную Сибирь. Однажды его избили за очередную кражу — да так сильно, что Гришка, по словам сельчан, сделался «странным и тупым». Сам же Распутин утверждал, что после удара колом в грудь он находился на пороге смерти и испытал «радость страдания». Травма не прошла бесследно — Распутин бросил пить, курить, женился на Прасковье Дубровиной из соседнего села, завел детей и начал ходить по святым местам. Родные смеялись над ним. Он не ел мяса и сладостей, слышал голоса, ходил пешком из Сибири до Петербурга и обратно, питался подаянием. Весной у него случались обострения — он не спал многие дни подряд, пел песни, грозил кулаками Сатане и бегал по морозу в одной рубахе. Его пророчества заключались в призывах к покаянию, «пока не пришла беда». Иногда по совпадению беды случалась прямо на следующий день — и крестьяне начали верить, что блаженный мужик обладает даром предвидения. У него появились последователи и последовательницы.
Первая встреча царя и царицы с Распутиным произошла 1 ноября 1905 года во дворце за чаем. Он отговаривал монархов от побега в Англию. В следующий раз он подарил Романовым чудотворную икону (найденную у них после расстрела). Потом якобы исцелил царевича Алексея, больного гемофилией, и облегчил боли дочери Столыпина, раненой террористами. Лохматый мужик завладел сердцами и умами августейшей четы. Император лично разрешил Григорию смену неблагозвучной фамилии на «Новых». Вскоре Распутин-Новых приобрёл еще один рычаг влияния при дворе — боготворившую «старца» юную фрейлину Анну Вырубову, близкую подругу царицы. Он стал духовником Романовых и приезжал к царю в любое время без записи на аудиенцию.
При дворе Григорий был всегда «в образе», но вне политической сцены полностью преображался. Купив себе в Покровском новый дом, он возил туда знатных питерских поклонниц. Там «старец» надевал дорогие одежды, становился самодоволен, сплетничал о царе и вельможах. Каждый день он демонстрировал царице чудеса: предсказывал погоду или точное время возвращения царя домой. Растущая власть Распутина не устраивала двор. Против него возбуждали дела, но всякий раз «старец» очень удачно покидал столицу, отправляясь то домой в Покровское, то в паломничество в Святую землю.
В 1911 году против Распутина выступил Синод. Епископ Гермоген пытался изгнать дьявола из Григория и публично бил его крестом по голове. За Распутиным было установлено полицейское наблюдение, не прекращавшееся до самой его смерти.Тайные агенты наблюдали в окна самые пикантные сцены из жизни человека, которого вскоре назовут «святой черт». Некогда замятые, слухи о сексуальных похождениях Гришки стали раздувать с новой силой. Полиция фиксировала посещение Распутиным бань в компании с проститутками и женами влиятельнейших лиц. По Питеру ходили копии нежного письма царицы к Распутину, из которых можно было заключить, что они были любовниками.
Смерть Распутина еще более таинственна, чем его жизнь. Декорации этой драмы хорошо известны: ночью 17 декабря 1916 года князь Феликс Юсупов, великий князь Дмитрий Романов и депутат Пуришкевич пригласили Распутина в Юсуповский дворец. Там ему предложили пирожные и вино, щедро сдобренные цианидом. К ужасу убийц, на Распутина это не подействовало. Скорее всего, сахар, входивший в состав пирожных, нейтрализовал яд. Тогда Юсупов выстрелил Распутину из револьвера в спину. Пока заговорщики готовились избавиться от тела, он внезапно ожил, сорвал с плеча Юсупова погон и побежал на улицу. Пуришкевич не растерялся — тремя выстрелами окончательно свалил «старца», после чего тот лишь лязгал зубами и хрипел. Для верности его еще раз избили, обвязали шторой и бросили в прорубь Невы.
Негативный образ Распутина использовался в революционной, а позднее в советской пропаганде. До сих пор вокруг личности Распутина и его влияния на судьбу Российской империи ведутся многочисленные споры. Обладал ли он действительно паранормальными способностями или же это были фармацевтические фокусы - неизвестно.