В психологии существует целая область, которая изучает так называемые "самосбывающиеся пророчества". Про одно из них (ТЕОРЕМА ТОМАСА) я рассказывал, но это далеко не предел.
Как раз ЭФФЕКТ РОЗЕНТАЛЯ - из той же серии. Суть его в том, что ожидание человеком того или иного события (пророчества) во многом определяет характер его действий и интерпретацию реакций окружающих. И это странным образом приводит "к сбыче мечт". Грубо говоря, если вы искренне верите, что сумеете добиться расположения того или иного человека, ваше поведение сможет не только отпугнуть соперниц/соперников, которые сразу увидят, что тут им делать нечего, но и убедить избранницу/избранника в том, что вы - единственный, кто ему/ей нужен.
Конечно, вы вправе сказать, что на самом деле всё не так, и очень многих такая ваша упёртость, наоборот, может отпугнуть именно того, кто вам нужен. Но в целом, как ни странно, статистика работает в пользу ЭФФЕКТА РОЗЕНТАЛЯ. И она подтверждает главный тезис религиозных граждан: "Главное - верить!" Причём, что любопытно, тезис этот применим и к атеистам, ибо они тоже могут добиться желаемого, если верят и искренне убеждены в неизбежности нужного им финала.
С Пигмалионом всё понятно: этот мифический персонаж создал изваяние прекрасной девушки, и она ему настолько понравилась, что юноша без памяти влюбился в бездушную скульптуру. В результате он бы мог вполне зачахнуть, как НАРЦИСС, влюбившийся в собственное отражение, но богиня любви Афродита сжалилась над беднягой, и оживила каменную леди.
(Уместно вспомнить про пьесу Бернарда Шоу "Пигмалион", в которой профессор фонетики Генри Хиггинс берёт с улицы необразованную девушку-простушку, цветочницу, и на спор обещает всего за полгода обучить её хорошим манерам. А в конечном итоге результат его трудов так понравился ему самому, что он влюбился в девушку.)
Но кто такой Розенталь? Нет, известный всем филологам и лингвистам автор учебников и словарей по русскому языку Дитмар Эльяшевич Розенталь не имеет к этому эпониму никакого отношения. (Хотя, вполне возможно, упомянутый эффект вполне мог быть применим и к нему, причём не раз в его жизни.)
На самом деле, речь идёт об американском психологе Роберте Розентале.
Роберт Розенталь (родился 2 марта 1933) - американский психолог немецкого происхождения. Член Американской академии искусств и наук.
Родился в Гиссене, земля Гессен, Германия. В 1939 году был вынужден покинуть страну и перебраться в США.
Учился в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, где получил степень доктора философии. Работал клиническим психологом, позже переквалифицировался на социального психолога.
Преподавал в Гарвардском университете, заведовал там кафедрой психологии, а потом уехал в Калифорнию.
Как профессионал, занимался невербальной коммуникацией и её влиянием на ожидания.
Особенно известен его эксперимент, связанный с возникновением симпатии. Группу студентов колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой паре, выбранный случайно, получал специальную информацию: некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнёру, а некоторым - что не нравятся.
В итоге, вполне закономерно, одни люди, зная, что к ним относятся с симпатией, сами начали проявлять такое же расположение, другие же, умея установку, что их воспринимают негативно, ответили зеркально.
(Признаюсь, я сам в далёкой юности стал жертвой такого вот "эксперимента" (а по сути - жестокой шутки). Товарищи по студенческому общежитию, одной очень красивой девушке "по секрету", что я по ней сохну, а мне, в свою очередь, сказали, что и она от меня без ума. И поначалу всё шло вроде бы замечательно. Но по ходу дела я понял, насколько это не мой человек. И она поняла, что я совсем не тот, кто ей нужен...)
Пигмалион - греческий скульптор с острова Кипр, сын Бела и Анхинои.
Согласно мифу, он вырезал статую не из камня, а из слоновой кости, хотя, если это так, она должна была получиться не больше детской куклы, а вовсе не в натуральную величину (хотя - кто знает, какие тогда были слоны).
А когда Афродита оживила статую (опять же, если та была маленькой, возникают нехорошие мысли), Пигмалион соединился с ней не только сердцем.
Самое интересное, что в исходном мифе нет упоминания о том, как звали избранницу скульптора после того, как она превратилась в живую девушку. Но этот пробел решил восполнить французский философ Жан-Жак Руссо, который в 1762 году опубликовал сочинение "Пигмалион", где назвал её Галатеей, от γάλα - молоко (намёк на молочно-белый цвет слоновой кости некурящего слона).
Не следует путать эту Галатею с другой - морской нимфой, на которую запал другой страдалец - циклоп Полифем.
В разных источниках упоминается, что от Пигмалиона Галатея родила Пафоса, Кинира и Метарму.
Помимо ЭФФЕКТА ПИГМАЛИОНА есть ещё и ПИГМАЛИОНИЗМ (иконолагния, монументофилия) - разновидность фетишизма, при которой роль фетиша играют изображения человеческого тела (картины, статуи, статуэтки, фотографии). Фетишист получает удовлетворение от обладания ими, прикосновения к ним и т.д.
В этом смысле герой фильма "Формула любви", молодой барин Алексис страдает именно таким психическим недугом. Правда, в лёгкой форме, ибо появление живой девушки в миг излечивает его.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!