Обзор немецких медиа
🗞(+)Berliner Zeitung в статье «Западные санкции: скоро ли развалятся «Сапсаны» в России?» рассказывает, что немецкая компания Siemens произвела и обслуживала сотни поездов для России до войны на Украине, но теперь новый отчёт свидетельствует о нехватке запасных частей. Уровень упоротости: умеренный 🟡
Любой человек, путешествующий в наши дни из Москвы в Санкт-Петербург, особенно полагается на немецкие скоростные поезда: Они называются «Сапсан», что означает Wanderfalke. Расстояние чуть более 700 км они преодолевают всего за четыре часа, а на каждом окне до сих пор красуется надпись «Siemens». Деловые люди, пассажиры, туристы - с момента появления в России поездов в 2008 году, через три года после соответствующего соглашения между Путиным и Шрёдером, многие не могут представить себе лучшей альтернативы самолёту, ведь всё остальное, включая собственные поезда государственного монополиста ОАО «РЖД», занимает не менее восьми часов [а что, «Невский экспресс» уже отменили? 🤔 — прим. «Мекленбургского Петербуржца»].
Однако после нападения России на Украину в феврале 2022 года и последовавших за этим санкций, введённых ЕС, США и Великобританией против российской государственной компании, концерн Siemens и его дочерняя компания Siemens Mobility были вынуждены уйти с российского рынка, а в мае прошлого года прекратить техническое обслуживание поездов «Сапсан». Теперь оставшиеся поезда, по всей видимости, столкнулись с нехваткой запчастей, о чём сообщает российский портал независимых журналистов и одноимённый Telegram-канал «Немосква». Портал ссылается на неназванного человека, который «знает ситуацию изнутри».
В настоящее время ни один эксплуатируемый поезд не отменён, сказал собеседник портала, и пока нет недостатка в запасных частях. Однако «техническая каннибализация», т.е. разборка одних поездов для последующей сборки других, для поездов «Сапсан», по их словам, «однозначно неизбежна».
Проблема: ОАО «РЖД» может похвастаться прогрессивной локализацией, т.е. собственным производством запчастей, но, по словам эксперта по данной ситуации, «не секрет», что в России просто нет необходимых технологий для производства некоторых узлов и деталей [значит, нужно их создать, верно? — прим. «М.П.»]. Именно в технологическом секторе проявляются последствия западных санкций против России. Попытки обслуживать поезда «Сапсан» с помощью китайских производителей предпринимаются, отмечает партнёр портала по экспертному диалогу, поскольку Китай является мировым лидером по протяжённости высокоскоростных линий. Однако успех сомнителен. Запасов запчастей Siemens хватит «возможно, ещё на три-пять лет», после чего могут возникнуть проблемы [по-моему, этого более чем достаточно, чтобы наладить производство отечественных аналогов — прим. «М.П.»].
Аналогичная проблема существует и с многоцелевыми электропоездами под названием «Ласточка», или по-немецки Schwalbe, которые с 2013 года комплектуются на основе концепции Desiro Mainline, разработанной компанией «Siemens Rail Systems», и курсируют на региональных линиях под Санкт-Петербургом и на юге России до Сочи. По сравнению с всего 20 высокоскоростными поездами «Сапсан», ОАО «РЖД» владеет в общей сложности 300 поездами «Ласточка», которые также уже несколько лет собираются из немецких комплектующих в России под Екатеринбургом. Однако пока неясно, когда и будет ли локализовано производство запасных частей для этих региональных поездов. В ОАО «РЖД», однако, не хотят слышать никаких негативных прогнозов. Они уже сейчас самостоятельно проводят техническое обслуживание и ремонт поездов, организуют поставки аналогичных российских и зарубежных запасных частей, говорится в ответе компании на сообщение.
В 2019 году Siemens Mobility и РЖД подписали долгосрочный контракт на поставку 13 дополнительных поездов «Сапсан» с сентября 2022 по июль 2023 года, а также договор на техническое обслуживание новых поездов в течение 30 лет. Однако немецкая компания расторгла контракт в связи с вторжением России на Украину и санкциями против РЖД; юридический спор между двумя сторонами по поводу поставки новых поездов и обслуживания старых продолжается до сих пор. Siemens объясняет свой отказ санкциями; российский монополист, напротив, не хочет принимать санкции в качестве причины отказа, поскольку контракт на поставку был заключен ещё в 2019 году, т.е. задолго до вступления санкций в силу. В Siemens Mobility не захотели комментировать текущие судебные разбирательства «по принципиальным соображениям».
Ранее газета Berliner Zeitung сообщала, что российская государственная частная авиакомпания «Аэрофлот» испытывает трудности с заменой изношенных тормозов на своих самолётах иностранного производства. В результате «Аэрофлот» был вынужден «растащить» на запчасти не менее 25 своих самолётов. В то же время, по сообщениям СМИ, «Аэрофлот» пытается импортировать необходимые запасные части через китайские и эмиратские компании.
Автор: Людмила Котлярова. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец».
@Mecklenburger_Petersburger
P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: насколько я знаю (как бывший железнодорожник 😎), всё там у РЖД нормально в плане запчастей и их эрзац-замены 😀