Найти тему
Задонская правда

Маршрут длиною в жизнь: история русского путешественника Евгения Смургиса

Оглавление

У берегов Франции погиб русский путешественник

Память о людях, еще недавно бывших с нами, проявляется таинственно, как при печати старых фотокарточек. Героями люди становятся при жизни, только часто все узнают об этом после. После…

«Дует неслабеющий ветер, ползут по небу черные тучи, поливая холодным дождем: зашевелился осенний Атлантический океан…»

(Из дневниковых записей Е. Смургиса).

Океан он описывал, как живого, как равного, как соперника…

Берег по имени «Поглотитель людей»

Иногда, в минуты торжества, человеку начинает казаться, что он может все. Например, – покорять. И не покоряться… Это стало девизом многих первопроходцев, путешественников, героев. Но жизнь выстраивает свои сюжеты.

15 ноября 1993 года на пустынный берег океана возле французского Ла Тремблада волны выбросили лодку с бортовым номером Макс-4. Через шесть дней океан отдал земле и тело – свою очередную жертву. Французские газеты сообщили о трагедии: погиб русский путешественник Евгений Смургис. Журналисты тут же вспомнили, что это место с давних времен имеет репутацию самого опасного на побережье и его в народе называют «поглотитель людей».

Здесь, у этого берега, неподалеку от зловещей тюрьмы форта Баярд, окончил свое путешествие Евгений Смургис, поставив точку на маршруте длиною в жизнь.

В Липецке есть улица Смургиса, есть и музей покорителя морей и океанов.

Человек-легенда, чьи подвиги отмечены Книгой Рекордов Гиннеса, он на веслах прошел расстояние равное кругосветному витку – 48 тысяч километров за 727 дней. Он первым вышел на гребной лодке в мировой океан, и этот его подвиг через 20 лет, уже в 2014 году, смог повторить Федор Конюхов.

В своих марафонах Евгений Смургис «отметился» в трех океанах и пересек Евразию. Он покорял моря и реки, и все вроде бы получалось, но это «вроде бы» перечеркивает вот эта запись в дневнике: «Если придут за моей жизнью, я буду отбиваться до последнего. И посмотрим, кто кого…». Запомним эти неслучайные слова…

Никто раньше не отваживался плавать на веслах в ледовых разводьях Заполярья. На 4-х метровой лодке Евгений Смургис обогнул северную оконечность Евразии, достигнув у мыса Челюскин и это достижение было отмечено дипломом Книги Рекордов Гиннеса. Потом были покорены Карское, Баренцево моря – от Диксона до Мурманска. В программе первого в мире кругосветного плавания на веслах он прошел пять арктических и северных морей в Северном Ледовитом и Атлантическом океанах.

Но сначала, до Книги рекордов, были реки…

Марафон по порожистым рекам против течения от Онеги на Белом море и до Москвы…Марафоны по Иртышу, Оби, Енисею, Волге, Амуру, Лене…16 лет от реки к реке он пересекал Россию от Балтики до Тихого океана. Он переплавал все великие реки России, был, конечно, среди них и Дон. Евгений плавал от Липецка до Волгограда и обратно.

Он спешил доказать всем, что в стране с такими великими реками и традициями нужно возрождать гребной спорт, а не довольствоваться байдарочными прогулками. Опыт англичан, возродивших у себя гребные марафоны, не давал Евгению покоя. Но его не поддержали в стране, чиновники чинили препятствия, а многие считали его чудаком. И ему пришлось все время плыть против течения. В буквальном смысле. В это трудно поверить, но свои уникальные походы Евгений Смургис финансировал сам. У него не было ни машины, ни дачи – только лодка и новая цель. Уезжал в тайгу охотиться, рубил дома, шел в наемные бригады, и вообще не гнушался никакой работой. Иногда расчет получал вечером, а утром уже был в лодке…

Из путевого дневника Евгения Смургиса: «Вчера отработал 14 часов, а прошел меньше, чем сегодня за пять. Электрооборудование меня замучило, все три фонаря вышли из строя, никак не соберусь достать елецкие батарейки. Долго искал супермаркет, купил на три дня провизии и бутылочку красного вина. С этикетки на меня смотрит лысыватый усач лет 60 –ти с бокалом в руке. Собутыльник для одиночки?»

У него никогда не было денег. В жизни ему приходилось преодолевать не только моря и реки, но и Систему, и Нужду.

И вот однажды перед ним, как далекий берег в тумане, замаячила перспектива разорвать круг невзгод. Вырваться из нужды. В ноябре 1993 года английское рекламное агентство ЛИТЛ предложило контракт на полное финансирование кругосветного проекта после пересечения Атлантики. Цена вопроса – 3 миллиона долларов. Сумму эту даже охватить сознанием было невозможно. Взамен агентство получало все права на рекламу, хронику путешествия, фильмы, книги и прочее.

С деньгами можно было планировать серьезные путешествия. Но не сложилось. И Евгений остался в своей штопаной лодке, без средств, вынужденный в заморских портах продавать русские матрешки, чтобы купить еды…

Из дневника Евгения: «Беспокоит денежный вопрос, дальше он может встать более остро. Моих финансов при скудном пайке хватит на месяц. Вчера отказался от сала, а сегодня рад тому, что принял в дар от людей. Рассчитывать на то, что удастся продать что-то из сувениров, сомнительно: берега опустели, а в городах этого не позволят. Словом, тоска, которую усиливает ежедневный дождь». Через неделю он запишет: «Впервые за шесть ночей сплю спокойно: лодка уже не кажется взбесившимся козлом и не надо выскакивать отливать воду…»

-2

Против течения

У него был непростой характер. Он был принципиальным противником какого-либо предварительного расчета, не любил «загадывать» наперед и жестко планировать. Как только замечал контуры какой-то системы, которым должен подчиняться, он скучнел, становился раздражительным. Надо было либо идти за ним, либо нет. Те, кто были с ним, признавали за ним это право, потому что Евгений первым брал на себя любую ношу.

В последний поход он снова взял сына. Сашу он воспитывал в одиночку, и к 18 годам, несмотря на врожденный порок сердца, сделал из него настоящего спортсмена. С ним они прошли на веслах тысячи километров. Но в этот раз в лодку сел не просто парень, а влюбленный – в Липецке у него осталась девушка, и сердце его страдало от долгой разлуки. Отец в эти мелочи не вникал…

Конечно, на этот раз по здравому рассуждению Евгений должен был остановить гонку. Все было против него. Все неурядицы жизни сложились, скопились к этому походу. Обычно малые «ушибы» и бытовые мелочи он просто скрывал. Но тут навалилось: развод с женой, размолвка с сыном посреди маршрута… Наконец смерть отца за три недели до старта. Все это он переживал в себе…А тут еще – явные просчеты в планировании похода. Его обычное упрямство на этот раз сыграло с ним злую шутку.

По спокойным каналам Франции в обход Бискайского залива с очень опасными ноябрьскими штормами Смургис идти отказался, хотя идея обсуждалась, и было потрачено много времени на пробивание этого маршрута. Но он снова пошел на принцип, заявив: «Не стану мочить лодку в пресной воде». Более того, Евгений замкнулся в себе – из 4 городов Франции, куда он заходил, он не дал ни одной весточки…

Но самое главное – он остался один – Саша сошел на берег в Рамсгете, в городке в 130 км от Лондона, не выдержав всего того, что для отца было делом привычным. Ничего странного – даже опытные гребцы не выдерживали так называемую правоту Смургиса, не знавшего ни страха, ни сомнений.

У Евгения оставалось всего несколько дней. Не похода – жизни. Полной самоистязаний жизни…

«Накопившаяся усталость как-то разом навалилась на душу и тело. 6 й месяц без единого выходного, без отдыха скорей бы в тепло и хоть недельку отдохнуть полнокровно, немножко восстановить силы и дух. Но винить некого…»

В тот вечер вертолет французских спасателей завис над лодкой Смургиса. Летчики вспоминали: «Мы жестами объявили о надвигающемся шторме и указали с борта на укрытия в многочисленных каналах. С лодки гребец показал нам знак «все о, кей и еще две ладошки, сложенные вместе у левого уха. Значит, он нас услышал…»

Он их услышал. И даже сделал запись в дневнике. Последнюю. Оборванную на полуслове: «К 16 был у южной оконечности острова Олерон. Ветер немножко потише, но с моря катит мощный накат. Только поел и за дневник принялся, как шум вертолета. Вчерашний, красный как наш Ми-4, все меня облетывал, снизился и завис на почтенном расстоянии. Не то, что наши прямо над лодкой виражируют так, что с нее от ветра вещи летят и в мегафон гута…»

Очевидно, он должен был написать «гутарит». Почему он не дописало даже слово, что случилось в ту минуту, мы никогда не узнаем…

Из интервью Евгения Смургиса радиостанции «Русская служба Би-Би-Си», 1993 год:

– Зачем вы все это делаете?

– Этот вопрос постоянно плывет с лодкой, он всегда рядом, когда речь идет о необычном… Мы преследуем чисто спортивную цель – сделать то, что не сделано другими. К тому же движение – радость. Ползти, как улитка, это не для нас.

… Зачем мы это делаем? Вы знаете – те картины природы, которые мы видим, не напишет живописец…

А значит, все у нас впереди…

В 2008 году на студии «Задонская звонница» в проекте «ЖЗЛ: липецкая серия» был снят документальный фильм о путешественнике «Незабудки для Жени».