Эрмитаж открыл выставки об османской каллиграфии и восточных ароматах, приуроченные к 100-летию образования Турецкой Республики.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное и полезное.
Тýгра – персональный знак правителя в причудливом узоре сложной каллиграфической композиции, содержащей имя правящего султана и его отца, частично титул и благожелательную формулу «Всегда победоносный». Первые османские тугры появились в XIV веке, на заре становления империи.
Для каждого султана тугры разрабатывались особыми каллиграфами – нишанджы. У одного правителя могло быть сразу несколько схожих тугр. Их композиции развивались на протяжении всей истории османского государства вместе с каллиграфической традицией.
Туграми заверяли официальные документы, их чеканили на монетах и ставили в качестве клейм при пробировании серебряных изделий, а с XIX столетия стали стилизованно изображать на различных предметах прикладного искусства.
Тугра султана являлась обязательным элементом практически всех наградных знаков Османской империи. За подделку тугры полагалась смертная казнь.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное и полезное.
На экспозиции представлены государственные документы, составленные на османском языке и имеющие тугры правителей Селима III (1789–1807), Абдул-Азиза (1861–1876) и Абдул-Хамида II (1876–1909).
Военные кампании Турции XVIII–XIX столетий повлияли на формирование системы наград. Частью османской наградной системы стали медали за военные и гражданские заслуги. Среди наград для военнослужащих на выставке представлены – медали «За храбрость и верность», «За Скутари» и «За Ункяр-Искелеси».
Их дополняют медали, которые вручались гражданам – «За успехи в науках, искусстве и ремёслах», «За помощь в ликвидации последствий землетрясения 10 июля 1894 года», «За спасение жизни», «За строительство Хиджазской железной дороги».
Как и на всём Ближнем Востоке, в османской Турции война имела сакральное значение. Воззвания к Богу, коранические цитаты, значимые для ислама имена или символы помещались практически на каждом элементе доспеха – шлеме, кольчуге, бахтерце или зерцальном доспехе, наручах и поножах, щите.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное и полезное.
Османское прикладное искусство иллюстрируют бытовые предметы из металла и керамики, созданные как в столичных дворцовых, так и в провинциальных мастерских.
Выставка «Аромат Босфора»
Выставка «Аромат Босфора» в Арапском зале Зимнего дворца позволит взглянуть на жизнь Османской Турции через предметы прикладного искусства.
«Оживить» запахи позволят более 80 памятников искусства. Дополняют экспозицию произведения европейских и османских художников XVI—XIX веков.
Многие сферы османской жизни были наполнены всевозможными запахами и ароматами – от восточных благовоний и изысканных парфюмерных композиций до ароматного кофе и терпкого табака.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное и полезное.
Через запахи открывается картина мира османского общества, его традиции, ценности, привычки, а также передаётся настроение и дух времени.
Рассуждения на тему ароматов, их разнообразия, роли, особенностей использования неразрывно связаны с изучением предметов, служивших вместилищем душистых смесей, либо изделий, появившихся благодаря новым для османского общества традициям.
Отдельный раздел выставки посвящён функциональному использованию ароматов. Здесь представлены редкие филигранные курильницы и ароматники XVIII века, важные атрибуты посольских приёмов, различных церемоний и обрядов. Эти предметы значимы своим происхождением из собрания императрицы Екатерины II.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное и полезное.
Особое внимание уделено теме кофейных и табачных ароматов: курительным трубкам – главному элементу культуры курения табака, получившей распространение в Османской империи в XVII веке, и неотделимым от курительного процесса предметам кофейной церемонии XVIII–XIX веков.
Обычай курения трубки, как и сам табак, быстро завоевал популярность, став наряду с кофе, согласно турецкой пословице, одной из «подушек софы наслаждения». Запах кофе и табачный дым, ныне олицетворяющие турецкий образ жизни, стали частью традиционной культуры, изменив её характер и обогатив звучание букета восточных ароматов новыми нотами. На выставке можно увидеть курительную трубку Топхане, отмеченную не только клеймом мастера, но и султанской тугрой, персональным знаком с именем и титулом правителя.
Повседневная жизнь Турции показана в картинах, рисунках и гравюрах европейских и османских художников XVI–XIX веков, изображающих городские пейзажи («Ворота комплекса мечети Айя-София», «Площадь Топхане в Стамбуле», «Мечеть Ейюп Султан»), сцены из повседневной жизни («Турецкая кофейня», «У цирюльника») и портреты местных жителей («Знатная турчанка», «Греческий цирюльник», «Дервиш с трубкой»). Дипломатическим связям с Россией посвящена картина неизвестного художника «Приём турецким султаном Абдул-Хамидом I русского посольства князя Николая Васильевича Репнина в 1775 году».
- Спасибо большое за внимание, вашу поддержку и активность!
- Не забудьте, пожалуйста, поставить лайк статье и подписаться на канал, чтобы не пропустить интересные публикации.