Отрывки из статьи А. А. Харлушиной "Рукоделие и женский характер, или зачем Наташе Ростовой пряжа и спицы? ". Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова.
Издревле на Руси женщины занимались рукоделием: ткали, шили, вышивали, пряли, вязали… Одним из самых любимых и распространённых видов народно‐прикладного творчества была вышивка. Навыками этого искусства старались овладеть женщины всех сословий: от крестьянки до царицы. Вышивкой украшали одежду членов своей семьи, предметы убранства интерьера, а также вышивали изделия на заказ и на продажу. Вышивальное искусство основывалось на многовековой художественной традиции. В основе вышивки лежали старинные обряды и обычаи.
Здесь собраны картины русских и советских художников
Девочек приобщали к вышиванию с пяти лет. К восьми годам сажали за «пяла» — деревянные рамки, с помощью которых натягивали кусок ткани для работы.
За рукоделием проходили и зимние дни, и вечерние посиделки с подругами: девушка шила себе приданое. И немаленькое.
— Самое первое: девушка должна была вышить 40 полотенец, — рассказывает преподаватель Карельского колледжа культуры и искусств Надежда Толошинова. — И когда к ней приходили сваты, она делала «картинную галерею»: вывешивала все свои полотенца, чтобы ее оценили как рукодельницу.
На этой картине, скорее всего, крепостная вышивальщица за работой.
"Тем не менее, несмотря на свой нежный возраст, девушка уже вынуждена заниматься тяжёлой работой. Золотыми нитями она вышивает причудливый узор на белоснежной шёлковой ткани. Хоть этот труд и не требует физических усилий, но он непременно требует таланта и усидчивости. Изо дня в день золотошвейка часами склоняется над своей работой, напрягая спину и зрение.
Но героиня Тропинина, кажется, справляется и ничуть не грустит. Её лицо, напротив, выглядит умиротворённым и приветливым, на губах красавицы заметна лёгкая улыбка. Подняв голову и ненадолго прервав свою работу, девушка пристально смотрит на художника, который пишет её портрет."
Искусство управляться с иглой и нитью, конечно, не только было насущной необходимостью, но и таило в себе еще одну немаловажную цель: никогда не оставаться в праздности, которая, как известно, является началом греха.
Эта картина была на XV-й передвижной выставке 1887 года. Теперь хранится в Третьяковке, но не была приобретена Павлом Третьяковым. Лишь после смерти коллекционера и художника картина была куплена Советом галереи.
Образ прядущей или вышивающей женщины издавна считался лиминальным (так в оригинале): он таит в себе особое проявление женской природной силы. Занимаясь творчеством, рукодельница впадает в одно из самых прекрасных и гармоничных состояний. Обладая творческой энергией, неся её в себе, передавая её окружающему миру, женщина, имеющая дело с полотном и нитью, излучает энергию, любовь и положительные эмоции. Действительно, в женском рукоделии есть некое таинство, когда из простой нити, благодаря умелым рукам мастерицы, получается шедевр.
-- Для молодой девушки не нужен покой, что же с ней случилось?
-- Это не просто девушка...это монахиня за послушанием.
-- Вот мне ее и жаль, не всегда девицы шли добровольно. Истинно верующих мало.
-- На данной картине у девушки легкая улыбка, вряд ли она несчастна.
-- Покой в душе нужен всем независимо от возраста...
-- Когда занимаешься рукоделием, всегда спокойное состояние на душе. Столик для работы очень удобный. У окна. Много света.
Неслучайно в качестве объекта, музы для своего творчества многие знаменитые художники часто выбирают женщину‐рукодельницу. «Дама или юная девица за пяльцами были весьма распространённым сюжетом в мировой живописи XVIII‐XIX веков» (Кирсанова Р. Мечта вышивальщицы // Родина. 2005. № 7. С. 75.)
-- А где кучки с обрезанными нитками,ножницы и т.д.?)
Достаточно упомянуть имя русского художника В. А. Тропинина, который с уважением и нежным трепетом к женскому труду создал известные всему миру полотна: «Кружевницу», «Пряху», «Золотошвейку».
"Вышитое за один световой день рукодельницей полотенце считалось мощнейшим оберегом, способным излечивать даже от смертельных болезней. Работу одновременно могли выполнять несколько вышивальщиц. И что бы успеть, начинали вышивать на рассвете, а к закату солнца полотенце должно было быть уже готовым."
Можно назвать большое количество имён русских художников, запечатлевших в своих творениях женщин‐мастериц. Это А. Г. Венецианов, Н. В. Неврев, Ю. Я. Леман, М .В. Нестеров, В. Э. Борисов‐Мусатов, А. И Лактионов, С. Н. Виноградов и др.
На подоконнике в высотке сидит девочка и увлеченно вышивает узор на ткани, растянутой на пяльцах. За окном у нее стоят соседние дома – сперва пониже домик, а чуть дальше – большая высотка.
Подоконник широкий, мраморный (у мужа в его комнате такой же широкий подоконник, на котором он в детстве любил сидеть так же).
"Источником вдохновения для художника Сидельникова послужила народная традиция, связанная с подготовкой к свадьбе. Согласно старинному обычаю, невеста с подругами вышивали свадебное покрывало - «вертолда». За этим занятием художник показывает крупным планом фигуры трех девушек в национальных костюмах.
Орнаментальные мотивы вышивки на вертолде тесно связаны с сакральной символикой, являясь, своего рода, пожеланиями счастливой семейной жизни, достатка и благополучия. В своей работе автор восторженно повествует о художественной одаренности народных мастериц, создавая величавые образы мордовских женщин."
Интересная статья о вышивке крестиками