Найти тему
Блог Рязаночки

Вышивальщицы в живописи

Отрывки из статьи А. А. Харлушиной "Рукоделие и женский характер, или зачем Наташе Ростовой пряжа и спицы? ". Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова.

Издревле на Руси женщины занимались рукоделием: ткали, шили, вышивали, пряли, вязали… Одним из самых любимых и распространённых видов народно‐прикладного творчества была вышивка. Навыками этого искусства старались овладеть женщины всех сословий: от крестьянки до царицы. Вышивкой украшали одежду членов своей семьи, предметы убранства интерьера, а также вышивали изделия на заказ и на продажу. Вышивальное искусство основывалось на многовековой художественной традиции. В основе вышивки лежали старинные обряды и обычаи.

Здесь собраны картины русских и советских художников

Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916) «Боярыня рассматривает рисунок для вышивки» 1905
Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916) «Боярыня рассматривает рисунок для вышивки» 1905

Девочек приобщали к вышиванию с пяти лет. К восьми годам сажали за «пяла» — деревянные рамки, с помощью которых натягивали кусок ткани для работы.

Алексей Гаврилович Венецианов (1780–1847).  "Крестьянка за вышивкой." 1843.
Алексей Гаврилович Венецианов (1780–1847). "Крестьянка за вышивкой." 1843.

За рукоделием проходили и зимние дни, и вечерние посиделки с подругами: девушка шила себе приданое. И немаленькое.

— Самое первое: девушка должна была вышить 40 полотенец, — рассказывает преподаватель Карельского колледжа культуры и искусств Надежда Толошинова. — И когда к ней приходили сваты, она делала «картинную галерею»: вывешивала все свои полотенца, чтобы ее оценили как рукодельницу.

Тропинин Василий Андреевич  (1776 --1857) 'Золотошвейка', 1826 г.
Тропинин Василий Андреевич (1776 --1857) 'Золотошвейка', 1826 г.

На этой картине, скорее всего, крепостная вышивальщица за работой.

"Тем не менее, несмотря на свой нежный возраст, девушка уже вынуждена заниматься тяжёлой работой. Золотыми нитями она вышивает причудливый узор на белоснежной шёлковой ткани. Хоть этот труд и не требует физических усилий, но он непременно требует таланта и усидчивости. Изо дня в день золотошвейка часами склоняется над своей работой, напрягая спину и зрение.

Но героиня Тропинина, кажется, справляется и ничуть не грустит. Её лицо, напротив, выглядит умиротворённым и приветливым, на губах красавицы заметна лёгкая улыбка. Подняв голову и ненадолго прервав свою работу, девушка пристально смотрит на художника, который пишет её портрет."

Искусство управляться с иглой и нитью, конечно, не только было насущной необходимостью, но и таило в себе еще одну немаловажную цель: никогда не оставаться в праздности, которая, как известно, является началом греха.

Юрий Яковлевич Леман (1834—1901) «За рукодельем». 1887.
Юрий Яковлевич Леман (1834—1901) «За рукодельем». 1887.

Эта картина была на XV-й передвижной выставке 1887 года. Теперь хранится в Третьяковке, но не была приобретена Павлом Третьяковым. Лишь после смерти коллекционера и художника картина была куплена Советом галереи.

Образ прядущей или вышивающей женщины издавна считался лиминальным (так в оригинале): он таит в себе особое проявление женской природной силы. Занимаясь творчеством, рукодельница впадает в одно из самых прекрасных и гармоничных состояний. Обладая творческой энергией, неся её в себе, передавая её окружающему миру, женщина, имеющая дело с полотном и нитью, излучает энергию, любовь и положительные эмоции. Действительно, в женском рукоделии есть некое таинство, когда из простой нити, благодаря умелым рукам мастерицы, получается шедевр.

Неврев Николай Васильевич (1830-1904) «Спокойствие. (За вышиванием)», 1870-1880
Неврев Николай Васильевич (1830-1904) «Спокойствие. (За вышиванием)», 1870-1880

-- Для молодой девушки не нужен покой, что же с ней случилось?

-- Это не просто девушка...это монахиня за послушанием.

-- Вот мне ее и жаль, не всегда девицы шли добровольно. Истинно верующих мало.

-- На данной картине у девушки легкая улыбка, вряд ли она несчастна.

-- Покой в душе нужен всем независимо от возраста...

-- Когда занимаешься рукоделием, всегда спокойное состояние на душе. Столик для работы очень удобный. У окна. Много света.

Неслучайно в качестве объекта, музы для своего творчества многие знаменитые художники часто выбирают женщину‐рукодельницу. «Дама или юная девица за пяльцами были весьма распространённым сюжетом в мировой живописи XVIII‐XIX веков» (Кирсанова Р. Мечта вышивальщицы // Родина. 2005. № 7. С. 75.)

Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942). Портрет Е.П. Нестеровой за вышиванием. 1909
Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942). Портрет Е.П. Нестеровой за вышиванием. 1909

-- А где кучки с обрезанными нитками,ножницы и т.д.?)

Виктор Борисов-Мусатов (1870–1905), «За вышиванием». 1901 г. Темпера, холст. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
Виктор Борисов-Мусатов (1870–1905), «За вышиванием». 1901 г. Темпера, холст. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
Достаточно упомянуть имя русского художника В. А. Тропинина, который с уважением и нежным трепетом к женскому труду создал известные всему миру полотна: «Кружевницу», «Пряху», «Золотошвейку».

Виноградов Семен Николаевич (р.1936 г). Вышивальщица. 1959.
Виноградов Семен Николаевич (р.1936 г). Вышивальщица. 1959.

"Вышитое за один световой день рукодельницей полотенце считалось мощнейшим оберегом, способным излечивать даже от смертельных болезней. Работу одновременно могли выполнять несколько вышивальщиц. И что бы успеть, начинали вышивать на рассвете, а к закату солнца полотенце должно было быть уже готовым."

Малявин Филипп Андреевич.(1869-1940). Крестьянская девушка за вышиванием 1893
Малявин Филипп Андреевич.(1869-1940). Крестьянская девушка за вышиванием 1893
Можно назвать большое количество имён русских художников, запечатлевших в своих творениях женщин‐мастериц. Это А. Г. Венецианов, Н. В. Неврев, Ю. Я. Леман, М .В. Нестеров, В. Э. Борисов‐Мусатов, А. И Лактионов, С. Н. Виноградов и др.

 Абрам Ефимович  Архипов (1862–1930) Русская красавица за вышивкой
Абрам Ефимович Архипов (1862–1930) Русская красавица за вышивкой

Александр Иванович Лактионов (1910 - 1972) "За вышиванием" «Девушка за вышиваньем» пастель, 50-е годы XX
Александр Иванович Лактионов (1910 - 1972) "За вышиванием" «Девушка за вышиваньем» пастель, 50-е годы XX

На подоконнике в высотке сидит девочка и увлеченно вышивает узор на ткани, растянутой на пяльцах. За окном у нее стоят соседние дома – сперва пониже домик, а чуть дальше – большая высотка.
Подоконник широкий, мраморный (у мужа в его комнате такой же широкий подоконник, на котором он в детстве любил сидеть так же).

Обложка журнала "Огонёк" с картиной.
Обложка журнала "Огонёк" с картиной.

Евгений Алексеевич Устинов  (1928-2017) Сестра за вышивкой
Евгений Алексеевич Устинов (1928-2017) Сестра за вышивкой

Художник Буторов Константин Леонидович (1922 - 1997) Рукодельница. 1956 г.
Художник Буторов Константин Леонидович (1922 - 1997) Рукодельница. 1956 г.
Казаков Александр Васильевич (1899-1964) "Портрет женщины в красном платке" 1950-е годы
Казаков Александр Васильевич (1899-1964) "Портрет женщины в красном платке" 1950-е годы
Николай Петрович Богданов-Бельский (1868-1945). "За вышивкой", 1936 г.
Николай Петрович Богданов-Бельский (1868-1945). "За вышивкой", 1936 г.

 Богданов-Бельский Николай Петрович (1868-1945). "Женщина, вышивающая платок"
Богданов-Бельский Николай Петрович (1868-1945). "Женщина, вышивающая платок"
Сидельников Игорь Иванович (1937-2020) "Мордовские вышивальщицы. Приданое". 1972
Сидельников Игорь Иванович (1937-2020) "Мордовские вышивальщицы. Приданое". 1972

"Источником вдохновения для художника Сидельникова послужила народная традиция, связанная с подготовкой к свадьбе. Согласно старинному обычаю, невеста с подругами вышивали свадебное покрывало - «вертолда». За этим занятием художник показывает крупным планом фигуры трех девушек в национальных костюмах.
Орнаментальные мотивы вышивки на вертолде тесно связаны с сакральной символикой, являясь, своего рода, пожеланиями счастливой семейной жизни, достатка и благополучия. В своей работе автор восторженно повествует о художественной одаренности народных мастериц, создавая величавые образы мордовских женщин."

-19
Милашевич Наталья Ивановна (1967). "За вышиванием"
Милашевич Наталья Ивановна (1967). "За вышиванием"

Интересная статья о вышивке крестиками