Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Здоровые психологические границы. Как их создать?

Здоровые психологические границы. Как их создать?

Эта работа состоит из нескольких этапов.

Первые два из них основные:

1. Научиться замечать свои границы.

Если вы не знаете где они пролегают, не чувствуете, когда они нарушаются,

и замечаете, что на ваши границы посягнули только когда другой человек уже два часа топчется вам по ногам...

То и обозначить, или активно защитить их при необходимости не получится.

Поэтому работа начинается с того, чтобы клиент научился свои границы знать.

И не только умом.

Но и чувствовать. На уровне эмоций и телесных ощущений.
(На нарушение границ всегда есть телесная реакция. Даже если физически к вам никто не прикасается.)

2. Обозначать и отстаивать свои границы.

Сообщать о них другим людям так, чтобы услышали, поняли - вы не шутите, вы всерьёз.

И приняли к сведению.

Бывает так, что человек свои границы знает. А вот обозначить не может.

Страшно отказывать, обозначать свою позицию, просить то, что ему нужно (да, это тоже про границы),

проявлять свою силу, агрессию, гнев.

И выдерживать ответную реакцию тех, кому границы были поставлены.

Не всегда она бывает приятной и адекватной.

Особенно если до этого вы позволяли ездить по вашей территории как попало.

(Успокою заранее. Постепенно это выравнивается. Вы научаетесь защищать свои границы убедительно и адекватно ситуации.

Окружение привыкает и спокойно реагирует. Или.. сменяется на людей, способных так реагировать.

С значимыми же людьми, которые "против" ваших границ, но контакт с которыми вы не хотите терять (чаще всего это родственники), вы можете сохранить отношения, сделав их более дистантными.)

Когда вы уже хорошо знаете свои границы и умеете их соразмерно ситуации обозначать и защищать, наступает время третьего пункта.

3. Заметить, что границы есть не только у вас. Но и у других.

Как вы реагируете на чужие границы?

На то, что люди обозначают их вам? Или не обозначают?

Можете ли вы принять отказ, или информацию о том что "со мной так не надо", или " когда ты сказала/сделала то-то, я почувствовал то-то, и мне было тяжело, давай в следующий раз будет по-другому"?

Как вы себя чувствуете при этом?

Можете ли остаться устойчивым, способным продолжать диалог и сохранить хороший эмоциональный контакт с собеседником в такой ситуации?

Всему этому можно научиться. Ведь границы - это инструмент для создания хороших отношений.

Принимать и выдерживать чужой отказ, или иное обозначение границ, не впадая в стыд, вину, отвержение так же важно, как научиться знать и обозначать свои.

И этому можно научиться.

4. Подкрутить настройки защиты и самовыражения.

Нередка ситуация, где люди, учась обозначать свои границы, начинают их защищать агрессивно и с шашкой на голо. Даже там где их не нарушают.

Это "подростковый период" в освоении границ.

У кого-то он проходит ярче, у кого-то тише.

Со временем человек убеждается "да, я могу защитить свои границы", " да, меня слышат". И успокаивается.

Ситуация смягчается.

5. Границы - инструмент для близости, а не для разделения.

Для поддержания отношений, а не для разрушения.

Их цель не возвести бетонные стены между вами и миром. А помочь наладить здоровый контакт, с теми кто вам важен и интересен.

Помнить зачем вы выстраиваете и обозначаете свои границы это высший уровень.

Почему границы это инструмент близости?

Дело в том, что-настоящему близкие отношения возможны между двумя (или более) людьми, хорошо осознающими где я, а где не я.

А также какой я, что мне подходит, а что нет.

Знающими и уважающими Себя и способными с уважением принять инаковость Другого.

Без осознания и умения обозначать свои границы близость невозможна. Только слияние. А это функция соответствует отношениям мамы и ребёнка в возрасте до трёх лет.

У взрослых моменты слияния могут быть, это нормально.

Но все-таки здоровое взаимодействие с людьми выстраивается преимущественно на другом уровне.

Зрелые, интересные отношения становятся возможны когда вы знаете и умеете обозначить свои границы, и с уважением относится к границам других людей.

Тогда вы можете подойти ближе, когда это взаимно комфортно, договориться о важном, приоткрыть уязвимое и разделить ценное.

И увеличить дистанцию.

И так много раз, в соответствии с ситуацией.

Отношения это живая подвижная структура. Границы в них в разный момент разные.

Если вы в хорошем контакте с собой, знаете и умеете обозначить (а при необходимости и защитить) свои границы, то вы можете регулировать степень дистанции и близости во взаимодействии, в соответствии с тем, как это сейчас комфортно для вас.

Это похоже на танец.

Танец отношений.

Также психологические границы служат для обретения целостности и защиты себя.

В терапии я помогаю своим клиентам освоить всё эти навыки здоровых границ и бережно перенести их в свою повседневную жизнь.

Я работаю с этой темой в формате онлайн.

А также провожу большие очные сессии (по 1,5-2 часа), где мы имеем возможность развивать навыки здоровых психологических границ также в форме телесно-ориентированной терапии (бодинамика, соматическая терапия Питера Левина, процесс-ориентированная психология).

Даже одна-две такие очные сессии могут дать очень хороший результат в работе с этой темой.

Работа онлайн тоже эффективна, просто для формирования здоровых границ в таком формате понадобится несколько больше времени.

Идеально, конечно, совмещать очный и онлайн формат работы в этой теме.

Если вам была полезна и интересная моя статья, что-то откликнулось, что-то вызвало вопросы, или несогласие, пожалуйста, поделитесь.

Я буду рада обратной связи.

Автор: Землянская Александра Александровна
Психолог, Психолог процессуальный терапевт

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru