Продолжаю свой рассказ о Лоте и его дочерях, которые спаслись бегством из греховного города Содома (о котором я рассказывала тут).
Изучая Библию, не перестаю удивляться сюжетам. Итак, поселившись в пещере, девушки поняли, что остались без мужей и без продолжения рода. Тогда они придумали необычный план: напоили отца вином и возлегли с ним во имя продолжения рода человеческого.
Обе дочери забеременели от отца, у старшей родился сын Моав (имя в переводе означает «от отца»), а у младшей - Бен-Амми («сын моего народа»). Инцест был наказан Богом: так на свет появились два враждующих племени — моавитян и аммонитян.
И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая и спала с отцом своим; а он не знал, когда она легла и когда встала. На другой день старшая сказала младшей: вот, я спала вчера с отцом моим; напоим его вином и в эту ночь; и ты войди, спи с ним, и восставим от отца нашего племя. И напоили отца своего вином и в эту ночь; и вошла младшая и спала с ним; и он не знал, когда она легла и когда встала. И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего, и родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав. Он отец Моавитян доныне. И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен‐Амми. Он отец Аммонитян доныне.
(Книга Бытие 19:33-38)
Интересно, что эта история показывает важную роль двух женщин в истории. Именно женщины, а не Лот, дают имена новорожденным. В этом смысле их судьбы имеют параллель с Евой, Лией, Рахилью, Вирсавией, которые называют своих детей. Отцы же занимают пассивную роль.
Сюжет о кровосмешении сыскал необычную популярность в живописи Возрождения и Барокко, несмотря на то, что вызывает противоречивые чувства и различные трактовки.
В своих работах художники часто отходили от первоначального описания: например, показывали, что Лот не был пьян и даже добавляли сцены с поцелуями и прочими ласками.
В эпоху Возрождения, подобный сюжет был поводом продемонстрировать телесность, так как эта тема только получала разработанную иконографию в живописи. Более того, церковь практически не запрещала создавать эротические работы на библейский сюжет.
В эпоху Барокко подобный сюжет стал примером нескольких эстетических позиций: двойственности человека (Лот — праведник и Лот — грешник) и двойственности мира (две дочери Лотта, который дали жизнь двум племенам).
В связи с этой неоднозначностью художники частенько изображали Лота скорее в образе похабного старика, нежели жертвы семейного насилия.
После этой истории о Лоте в Священном Писании больше не говорится.
Спасибо, что дочитали до конца! Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)