Найти тему

Как в советское время настойчиво дискредитировали материализм

Вот такую картинку мне нарисовала нейросеть по запросу "материализм"
Вот такую картинку мне нарисовала нейросеть по запросу "материализм"

Помню, была у меня в детстве мечта. Что посмотрит на мои мыслительные потуги какой-нибудь доброхот и скажет: «Ну ты и дурак! Сам не понимаешь, какую умную мысль нагрел! Посмотрите, люди милые, что он отчебучил!». И начнёт, соответственно, громко меня разносить по городам и весям, по клочкам да заколоучкам... Но вместо этого обычно получалось строго наоборот: «Ну у тебя и ум! Сам не понимаешь, какую глупость сморозил!». И тишина...

Например, однажды я объявил, что чем выше умственные способности человека, тем больше пользы он может извлечь из полученных знаний. Сказал я это среди лиц, вещавших о полнейшей для себя бесполезности времени, проведённого в учебном заведении. Лица ответили, что я слишком туповат, чтобы понимать, что несу, а далее сурово замолчали...

И вот подборка моих аналогичных слишком туповатых мыслей про материализм:

Ещё в школьные времена я объявил странностью вот такую странность: советские власти декларировали, что материя первична, а сами больше цеплялись к врагам идейным. Скажем, в сталинские времена в самом незавидном положении обычно оказывались те заключённые, которые попали в тюрьму не за посягание на основу основ - на материю (воровство, грабёж), а за посягательство на идеи, на «верхи» («контрреволюционные» статьи).

Далее я придумал, что советская власть не осилила смотреть на материализм системно, ограничиваясь пониманием материального как сугубо денег и прочего благосостояния. Словно бы советские руководители начитались каких-то теоретиков, разбиравшихся лишь в капитале и ни бельмеса не соображавших в науках технических и естественных. Иначе эти руководители хоть сколько-либо задумывались о биологических ограничениях в деле освоения коммунистических идей. И не выдумывали бы завиральных идей о том, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Одновременно разглагольствовать о приверженности эволюционному учению Дарвина и при этом не улавливать ключевую мысль этого учения - что изменение среды обитания (например, за счёт появления высокопроизводительных машин) неизбежно повлечёт за собой эволюцию из-за переоценки эволюционных достоинств и недостатков биологического вида - это надо уметь! «К коммунизму можно прийти лишь за счёт эволюции, а не революции! - заключил я. - Быстро не получится!».

Да даже и с экономическим материализмом, на мой взгляд, не всё было в СССР ладно. Любили поговаривать «бытие определяет сознание», а сами умудрились сделать бытие особо привилегированных коммунистов из числа правящего класса заметно отличающимся от бытия остальных граждан, даже если остальные граждане тоже были из Коммунистической партии. Думали, наверное, что коммунистическое сознание должно резко не совпадать у разных коммунистов?

Как вы понимаете, у меня в итоге по жизни были серьёзные проблемы с приобщением к носителям коммунистической идеологии. Только в октябрята удалось без проблем попасть. В пионеры приняли лишь после перепалки по поводу моего поведения. В комсомольцы подумали-подумали и отказались рекомендовать. Так что я единственный в вузовской группе так и остался не комсомолизированным. Ну, и само собой, не до Коммунистической Партии Советского Союза мне оказалось.

Зато сейчас, когда я вижу жизненные проявления одноклассников и одногруппников, у меня закрадывается подозрение, что я каким-то странным образом оказался ближе к провозглашавшимся в советское время коммунистическим идеалам, чем они. Во всяком случае, многие из них давно уже демонстрируют идеалистическое мировоззрение религиозно верующих вместо материалистического мировоззрения атеистически верующих.

Лично для себя я решил, что я материалист. Я знаю, что если ребёнка будут воспитывать животные («дети-маугли»), или даже вообще никто не будет воспитывать, то ребёнок так и не сможет выудить «из эфира» какое-либо личностное состояние, отличное от животного. Словно бы человеческие души загадочным и совершенно неизвестным для науки способом не могут существовать и перемещаться вне человеческого тела. А вот тело без сознания существовать и перемещаться может. Я также знаю, что если какое-либо животное будет воспитываться людьми, то это животное всё равно так и не преодолеет определённую планку масштабности и глубины сознания. Словно бы сколь замечательным ни было человеческое обучение, существуют биологические ограничения ума по его принятию.