Думаю, что многие жители Волгограда прекрасно знают, что в центре города на улице Порт-Саида находится одно историческое здание, а именно здание бывшей синагоги. Но вот вряд ли многие жители знают, что это здание второй царицынской синагоги, а первое находилось, да и сегодня находится и используется по своему назначению, на улице Балахнинской. О первой синагоге обязательно напишу, но позже, а в этой статье речь пойдёт именно о второй, которая на Порт-Саида.
Красивое старинное здание, построенное в мавританском стиле, в наши дни смотрится в окружении современных домов несколько противоестественно. Но что поделать, так сложилась судьба нашего города. В начале ХХ века улицы вокруг синагоги выглядели совсем иначе. О том, что это бывшая синагога, напоминают две таблички на фасаде.
Как же она тут появилась? В мире, наверное, очень немного мест, где не живут евреи. По-моему, они есть везде. Жили они и в Царицыне, наш город, как и вся страна, всегда был многонациональным. Первую синагогу в Царицыне открыли в зацарицынской части ещё в 1888 году. И на какой-то период времени её вполне хватало. Однако Царицын в конце XIX века бурно развивался, росло население, в том числе и еврейская община. Надо сказать, что еврейское население Царицына было не простым. Вообще в России XIX века существовало установленное законом понятие «Черта оседлости», которое представляло собой перечень губерний, в которых дозволялось жить евреям (в основном это были западные губернии). За пределами Черты жить евреям было запрещено. Царицын, как и вся Саратовская губерния, в черту оседлости не входил. За Черту могли выезжать и поселяться там лишь некоторые категории евреев. Это были: купцы I гильдии, при условии непрерывного десятилетнего пребывания в Гильдии (для пребывания в I Гильдии всякий купец должен был ежегодно вносить огромную сумму – 500 рублей); лица, имеющие высшее образование (получение которых для евреев было затруднено существованием квоты в 3% от общего числа студентов в столичных городах и 10% в городах, входящих в Черту); имеющие среднее медицинское образование; отслужившие в армии. Таким образом, еврейское население Царицына складывалось из лиц, подпадающих под действие одного из приведённых оснований.
В какой-то момент здание первой синагоги стало тесным, встал вопрос расширения, строительства новых молельных домов. Они появились, но уже в 1892 году были закрыты властями.
24 августа 1905 года царицане С. Е. Рантер, Б. Ц. Рабинович и Л. Б. Шапиро обратились в строительное отделение Саратовской губернии (Царицын тогда входил в её состав) с прошением о строительстве иудейского молельного дома на пересечении улиц Курской (современная Порт-Саида) и Смоленской (ныне не существует). В июне 1906 года младшим инженером Ю. Н. Терликовым представленный ими проект был отклонён из-за ошибок в расчётах распределения нагрузки купола и недостаточной безопасности в случае пожара. 24 января 1907 года, после внесения исправлений, проект был утверждён, а в 1911 году строительство новой синагоги было завершено. Здание заняло угол квартала, ограниченного улицами Курской, Мариинской, Саратовской, Смоленской. Сейчас это пространство - площадь с фонтаном, парковой зоной и видом на библиотеку Горького, лицей №5. Изначально здание было увенчано пятью куполами, а второй этаж был не сплошным, а представлял собой большой п-образный балкон. В 1926—1928 годах была построена кирпичная ограда с железными воротами (ныне входят в предмет охраны объекта культурного наследия).
Кроме того, был обустроен парадный вход, заасфальтирован тротуар, разбит сад. Как синагога, здание использовалось 17 лет, но решением сталинградского исполкома от 17 ноября 1929 года синагога была закрыта, её здание изначально планировалось отдать под клуб. Интересный момент, синагогу закрыли по многочисленным просьбам трудящихся евреев. От них в адрес городских властей даже были письма подобного содержания: "Мы, трудящиеся евреи гор. Сталинграда, просим Окрисполком передать нам помещение синагоги на Смоленской улице для устройства в нём «Дома культуры» для еврейских трудящихся нашего города. Всю зиму синагога закрыта на замке и используется одним-двумя десятками верующих, в то время когда громадная часть еврейских трудящихся регрессирует в культурном отношении за неимением помещения для культурно-просветительской работы и неимением школы на родном языке". Честно сказать, подобное как-то даже удивляет. Евреи просят о закрытии синагоги! Ну мыслимое ли дело? Однако не стоит забывать о том, в какое время всё это происходило. В стране тогда процветало богоборничество. С декрета 1918 года об отделении церкви от государства и школы от церкви начинается целенаправленная антирелигиозная борьба. Православные храмы сносились либо превращались в склады химикатов либо продовольствия, в них даже открывались электростанции. Атеизм становился государственной идеей. Государство расторгало договоры с религиозными обществами на пользование молитвенными зданиями из-за неуплаты ими налогов на строения, земельной ренты и страховых взносов, из-за отказов от ремонта культовых зданий. Началось массовое закрытие храмов всех без исключения конфессий. Зачастую требование проведения ремонта культового помещения являлось лишь предлогом к закрытию храма. В таких условиях закрытие синагоги в Царицыне было лишь делом времени. А поводом к закрытию стали якобы просьбы трудящихся евреев.
В начале сентября 1929 года чиновники административного отдела окружного исполкома представили в исполком и горсовет явно заниженные сведения о количестве верующих иудеев, посещающих центральную синагогу: 70-80 человек при вместимости здания до 1500-2000 человек. Документ имеет резюме: «Вообще закрытие данной синагоги в настоящее время является вполне целесообразным актом и никаких на этой почве осложнений в среде верующих евреев быть не может, т.к. другая, т.е. 1-я синагога вполне может обслужить религиозные потребности еврейского населения».
13 апреля 1930 года на заседании президиума Сталинградского окрисполкома было решено передать здание бывшей синагоги окрздравотделу для размещения в нём поликлиники. Здание было реконструировано под нужды медучреждения, купола демонтированы, звёзды Давида на стенах сбиты и заштукатурены. Однако места, где они были, можно без труда увидеть и сегодня. Например, вот на этом фото на первом этаже прямо по центру между окнами на кирпичной кладке видно место, где некогда была звезда Давида.
Во время Сталинградской битвы здание синагоги оказалось в эпицентре серьёзных боёв, но при этом уцелело и даже не получилось серьёзных повреждений. Было восстановлено, но не в качестве синагоги. После войны было принято решение о сохранении в здании поликлиники.
В 1997 году постановлением Волгоградской областной Думы здание синагоги было признано памятником архитектуры и градостроительства регионального значения. Считается, что здание второй царицынской синагоги представляет интерес не только с архитектурной, но и с инженерной точки зрения. При его строительстве использовались новые для царицынского времени металлические конструкции — это чугунные колонны, своды Монье. Протокол 1911 года гласит, что здание синагоги прочное, на втором этаже — четырнадцать двутавровых балок, которые поддерживает четыре чугунных колонны. Под зданием подвалы, перекрытые бетонными сводами по балкам.
В 2007 и 2016 годах еврейской общиной Волгограда предпринимались попытки вернуть здание в свою собственность, однако все они не увенчались успехом. В здании и сегодня находится медицинское учреждение - физиотерапевтическая поликлиника.
От религиозного прошлого этого здания осталось лишь одно напоминание, и находится оно в весьма необычном и интересном месте. Дело в том, что когда-то в здании синагоги были две мраморные плиты с надписями на иврите. Когда, незадолго до Сталинградской битвы, на территории современного горсада строили бункер, то понадобилась диэлектрическая пластина для распределительного щита. Поскольку мрамор - это диэлектрик, то одну из плит в синагоге реквизировали для нужд строительства. Куда делась вторая плита - история умалчивает, а вот первую и сегодня можно увидеть в бункере в Горсаду. Вот эти фото я сделал в 2015 году. На них как раз та самая плита, на которой хорошо видны звёзды Давида.
Вот такое интересное здание - единственный представитель мавританского стиля в архитектуре на весь город - есть в центре Волгограда.
Ещё статьи на похожую тематику
Если вам понравилась статья, ставьте лайки, комментируйте, подписывайтесь на канал. Всегда рад новым читателям. Полный список статей канала можно найти здесь