Задачка со звездочкой?
Родители приходят чаще всего с конкретной проблемой.
Агрессия. Замкнутость. Тревожность. Боязливость. Конфликтность.
При этом на вопрос о цели воспитания слышу: " воспитать личность, самостоятельную, активную." Далее через запятую каждый родитель добавляет свое понимания.
Описывая свое понимание личности родители говорят о:
- мог соображать, взвешивать, анализировать.
«Как он не может понять…?» вопрошают родители
- был активным и деятельным
«Его нужно постоянно просить, сам ничего не делает»
- увлекающимся
«Почему он ничего не хочет?!»
Если заглянуть в учебники первокурсника факультета психологии можно прочитать.
«Носитель сознания, обладающий способности к деятельности - индивид,субъект деятельности»
Т.е. понимает объективную реальность, формирует целенаправленное поведение, способен к сознательной деятельности. ( что-то сложно заворачиваю вам сегодня)
НО! Это еще не личность.
Личность имеет что-то еще?
«Личность рождается дважды: один раз в поступке, второй раз в его осознании»
Приведу пример негативный сначала:
Ребенок взял чужую вещь. Очень хотел и решился взять. – это его личное решение. В этом есть элемент поступка. Хоть и со знаком минус.
И спустя какое-то время, его начинает одолевать стыд. Он понимает, что это не хорошо. Что кто-то пострадал.
Вот тут и появляется личность. У личности есть понимание ценностей, последствий. Свои действия он видит шире. Да, нормы морали и этики тоже сюда.
Т.е. если ребенок не видит последствий, не взвешивает. Совершает действия на аффекте, мимолетном «Хочу», личность еще не родилась.
Другой пример:
Друг зовет играть. При этом есть обещания что-то сделать по дому, не сделаны уроки. Личность взвесить, проанализирует мотивы и последствия. Сделает выбор.
Личность имеет свою уникальность, неповторимость, имеет свое мнение, моральные ценности и принципы.
Т.е. получается, чтобы вырастить личность мы должны давать ребенку проявлять себя в поступках. Не указывать, не отбирать, не лишать инициативности, не оценивать сразу же. А потом помочь ему их проанализировать через призму этики, морали и, конечно, ценностей.
В череде ежедневных забот мы это, увы, упускаем.
А потом сетуем, что ребенку кроме телефона и шмоток ничего не нужно…. Личность там не родилась.
Философское настроение сегодня.