Найти в Дзене
Гармония в семье

Воспитать личность?

Задачка со звездочкой?

Родители приходят чаще всего с конкретной проблемой.

Агрессия. Замкнутость. Тревожность. Боязливость. Конфликтность.

При этом на вопрос о цели воспитания слышу: " воспитать личность, самостоятельную, активную." Далее через запятую каждый родитель добавляет свое понимания.

Описывая свое понимание личности родители говорят о:

- мог соображать, взвешивать, анализировать.

«Как он не может понять…?» вопрошают родители

- был активным и деятельным

«Его нужно постоянно просить, сам ничего не делает»

- увлекающимся

«Почему он ничего не хочет?!»

Если заглянуть в учебники первокурсника факультета психологии можно прочитать.

«Носитель сознания, обладающий способности к деятельности - индивид,субъект деятельности»

Т.е. понимает объективную реальность, формирует целенаправленное поведение, способен к сознательной деятельности. ( что-то сложно заворачиваю вам сегодня)

НО! Это еще не личность. 

Личность имеет что-то еще?

«Личность рождается дважды: один раз в поступке, второй раз в его осознании»

Приведу пример негативный сначала:

Ребенок взял чужую вещь. Очень хотел и решился взять. – это его личное решение. В этом есть элемент поступка. Хоть и со знаком минус.

И спустя какое-то время, его начинает одолевать стыд. Он понимает, что это не хорошо. Что кто-то пострадал.

Вот тут и появляется личность. У личности есть понимание ценностей, последствий. Свои действия он видит шире. Да, нормы морали и этики тоже сюда.

Т.е. если ребенок не видит последствий, не взвешивает. Совершает действия на аффекте, мимолетном «Хочу», личность еще не родилась.

Другой пример:

Друг зовет играть. При этом есть обещания что-то сделать по дому, не сделаны уроки. Личность взвесить, проанализирует мотивы и последствия. Сделает выбор. 

Личность имеет свою уникальность, неповторимость, имеет свое мнение, моральные ценности и принципы. 

Т.е. получается, чтобы вырастить личность мы должны давать ребенку проявлять себя в поступках. Не указывать, не отбирать, не лишать инициативности, не оценивать сразу же. А потом помочь ему их проанализировать через призму этики, морали и, конечно, ценностей.

В череде ежедневных забот мы это, увы, упускаем.

А потом сетуем, что ребенку кроме телефона и шмоток ничего не нужно…. Личность там не родилась.

Философское настроение сегодня.