Всякое бывает в жизни, на то она и жизнь. Порой судьба нам подбрасывает разные, сложные или не очень, задачи, заставляя выбрать что-то. Например, на одной чаше весов лежит карьера или какое-нибудь ответственное дело, а на другой — здоровье.
Сейчас многие думают: работу нужно делать, и неважно, в каком ты состоянии, тем более если она срочная. Да, когда ситуация очень серьезная и ответственная, конечно, приходится, сжав кулаки, делать, что требуется, лекарствами заглушать болезнь. Но не превратится ли это со временем в болезненную привычку? А вдруг человек станет всегда пренебрегать своим состоянием в угоду даже не самым важным делам? Давайте поразмышляем.
Спросим мнение других
Рискованная тема, скажу сразу. Потому что запросто можно нарваться на справедливые обвинения в незнании жизни. Может, и так, но все же не поделиться своими мыслями на этот счет не могу, так как недавно получила весьма неприятный опыт, который буквально содрал с меня розовые очки. Но об этом чуть позже.
Думаю, вам известно, дорогие читатели, что маниакальная зависимость от работы (особенно в ущерб своему здоровью) свойственна многим. Тут и уход от реальных проблем жизни, и вера в собственную неуязвимость, а также подмена ценностей. Это когда свои человек забывает, а принимает ценности компании, в которой работает. И вот в лексиконе человека появляются такие фразы: «я вынуждена задерживаться — у нас серьезный проект», «я решил выйти в выходные — накопилось много текучки, надо разгрести», «в отпуск в этом году не пойду, у нас на работе завал». Конечно, ситуации бывают разные, перед отчетными периодами, в конце года забот на работе становится больше, кому-то приходится задерживаться. Это один момент. Но когда такие авралы превращаются в систему, человек бросает все: семью, дом, быт, отдых, развлечения, саморазвитие и, конечно, здоровье. Впоследствии на такого «трудолюбивого», а, скорее, безотказного, сотрудника сваливается все больше и больше обязанностей, потому что остальные в офисе уже привыкли: он или она все равно засиживается до последнего, а значит, сделает и свою, и чужую работу.
Нашла на одном из форумов в интернете простое, но весьма нестандартное упражнение. Предлагается представить, что вы умерли, а потом представить, сколько людей действительно расстроятся из-за этого? Я тоже решила его выполнить и серьезно задумалась. Тут, конечно, можно польстить себе и сказать, что много, очень много. Но на самом деле, если задать себе этот вопрос честно, немного подумать и ответить так же честно, то окажется, что всего-то несколько человек. Прежде всего, на ум приходят родители, потом любимый человек и одна-две лучших подруги (про них вспомнила не сразу, если честно).
Потом прочитала описание-вывод к упражнению. Оказывается, такие люди просто мегасчастливые, ведь большинство таким похвастать не могут. И да, большой плюс, если в список попадают дети, тогда точно можно сказать, что жизнь удалась. Далее в анализе упражнения подмечается один простой факт. В этот список никак не попадает никто из коллег, ни начальник, ни начальник начальника, ни даже приходящая в офис уборщица. Выходит, что нет в мире такой работы, приоритет которой будет выше, чем родные люди и уж те более собственное здоровье.
Также наткнулась на интересную статью писателя, поэта, композитора, автора и ведущего творческих программ из Самары Тимофея Михайлова. Проработав восемь лет волонтером фонда «Старость в радость» и регулярно, несколько раз в месяц, приезжая в дома престарелых, он видел разное: тяжелое, горестное. Такое, что обязательно вызывает чувство вины за то, что так и не смог толком никому помочь. В числе прочего он высказал интересную мысль: «Беру на себя смелость сказать: сейчас для меня, в моих обстоятельствах, успех важнее! Потому что, достигнув определенного возраста, я это четко увидел: здоровье мое очень зависит от того, как двигаются мои дела. И очень часто, когда в делах неуспех, пустота, сразу “я чувствую себя больным и старым” (как писал Николай Рубцов, который прожил-то на земле всего 35 лет). И насколько успех прибавляет здоровья и сил, я тоже очень хорошо знаю».
Розовые очки снимать больно
Думаю, и упражнение, и история Тимофея говорят об одном — во всем должен быть баланс. Не стоит чему-то отдаваться с головой, чтобы ничего другого не замечать и откладывать все на потом. Это касается не только работы, но даже увлечений, особенно если занятия проходят в коллективе. Иначе, как только ты перестаешь быть удобной и безотказной, на тебя сваливается столько недовольства, столько негатива… Просто потому, что окружающие привыкли к тебе безотказной.
Перехожу к своей истории, о которой говорила вначале. Летом сильно заболела во время работы на мероприятии, а после предстояло еще два, причем танцевальных, марафона. Думала, не разболеюсь, успею, но у простуды были свои планы, пришлось даже брать больничный. Написала организаторам, объяснила ситуацию, однако вместо понимания и пожелания скорейшего выздоровления услышала: «Нет, Анастасия, лечитесь и приходите выступать. Заменить вас некем, тем более до этого еще одна девушка отказалась. И ладно, у нее ситуация серьезная, бабушка умерла…» С человеческой точки зрения мне было очень жаль коллегу по танцу, но разве здоровье — это несерьезная причина? Чтобы не срывать третий проект — съемку в клипе, попросила девочек из коллектива, с которыми должны были сниматься, перенести съемки на день, а не на вечер, чтобы мне не разболеться еще сильнее. Но и тут пошла волна недовольства и возмущения, вплоть до того, что из-за меня придется давать отбой команде фаер-шоу, которую пригласили, чтобы они создали антураж и эффектность клипу. Вот тут я уже не выдержала: отказалась от участия в обоих мероприятиях, сославшись на то, что в данном случае мне мое здоровье все-таки важнее и потом совсем не хочется месяц лежать в больнице и лечить уже не простуду, а воспаление легких.
Благо деньги, заплаченные за участие, мне вернули, из группы для участников также удалили, и больше мы к этому вопросу не возвращались. Вроде бы, радоваться надо, что я в данной ситуации все-таки выбрала свое здоровье, но с другой стороны — остался неприятный осадок, даже какое-то время терзало чувство вины, что я так подвела коллектив. Видимо, было больше обидно и больно, что так грубо содрали с меня розовые очки, скрывающие истинное отношение коллектива ко мне. Теперь я понимаю, что все эти моменты не стоили моих переживаний и тем более здоровья, ведь ни сочувствия, ни понимания от этих людей я не получила, только возмущение и обиду, а значит, наши совместные мероприятия не стоили ровным счетом ничего.
Анастасия СПАЛЕВИЧ
Иллюстрация сгенерирована нейросетью