Найти тему
Т-34

«При получении этих танков экипажи выискивали причины, чтобы отказаться от них» — главный инженер БТРЗ-82 о ленд-лизовской бронетехнике

В декабре 1941 года перед Главным автобронетанковым управлением Красной Армии была поставлена задача организовать ремонтное предприятие для восстановления английских и американских танков, поступающих по ленд-лизу, а также трофейных машин.

Для этой цели в качестве производственной базы Наркомату обороны распоряжением СНК СССР передали московский завод «Подъёмник», оборудование и личный состав которого были эвакуированы в Ташкент. На базе этого предприятия и начал функционировать бронетанковый ремонтный завод № 82 (БТРЗ-82), где мне пришлось работать главным инженером.

Уже 8 декабря на заводе начались работы по монтажу оборудования, а также по восстановлению некоторых цехов, пострадавших от налётов фашистской авиации. А вскоре, после успешного контрнаступления Красной Армии под Москвой, начали поступать в ремонт и первые трофейные танки.

-2

Инженерно-технический состав цехов быстро разобрался в особенностях устройства узлов и агрегатов трофейных машин и, учась сам, учил рабочих сборке и разборке механизмов, приёмам ремонта повреждённых деталей и узлов. К концу декабря силами завода уже было отремонтировано несколько трофейных танков.

В январе 1942 года в ремонт поступили первые английские танки МК-2 («Матильда»), МК-3 («Валентайн») и большое количество трофейных машин — немецких, французских, чехословацких (гитлеровцы, как известно, на полную мощь использовали в интересах войны промышленность всех оккупированных стран). Несколько позднее стали прибывать американские танки МЗЛ и МЗС (1942—1943 гг.), а затем М4-А2 (1943—1945 гг.).

Несмотря на многократные запросы советских внешнеторговых органов, техническую документацию на поставляемые танки англичане и американцы не прислали, задерживалась ими и поставка запасных частей и механизмов. Всё это создавало большие трудности в работе ремонтного предприятия: очень сложно было организовать производство и обеспечить быстрый и качественный ремонт танков.

В сложившейся обстановке пришлось своими силами создавать необходимую техническую документацию на каждую марку машины. Немногочисленный технический отдел завода (начальник инженер-майор B. Б. Михно) почти круглосуточно был занят этой работой. В первую очередь изготовили документацию для танков МК-2 и МК-3 на 1198 чертёжных листах. Всего же на эти машины создали документацию на 1726 листах.

-3

Много хлопот доставило различие в резьбовом хозяйстве: у нас, как известно, метрическая система резьб, а в Англии и США — дюймовая. Сложно было своевременно изготовить нужный крепёж из-за отсутствия необходимого инструмента, а поставка готовых деталей и запасных частей англо-американцами систематически задерживалась. Так, ремонтное управление Главного бронетанкового управления из года в год не могло удовлетворить потребности завода из-за отсутствия запасных частей к американским и английским танкам. Вот некоторые характерные цифры.

В 1942 году завод получил всего лишь 15,5 проц. потребного количества запчастей к американским и английским танкам, в 1943 — 17,5 проц., а в 1944 — 38,5 проц.

К тому же следует заметить, что поставляемые детали и запчасти не всегда отвечали высоким требованиям к ним, а это приводило к преждевременному выходу из строя танков в боевой обстановке. Например, в 23-й гвардейской танковой бригаде (командир полковник C. А. Козиков), укомплектованной английскими танками МК-2, прошедшими капитальный ремонт на нашем заводе, в сентябре 1944 года многие машины вышли из строя на марше и не прибыли в район сосредоточения.

Созданная техническая комиссия бригады с участием главного инженера и старшего военпреда БТРЗ-82 установила, что причиной выхода из строя танков явилось разрушение наружных подшипников бортовой передачи из-за попадания в них песка через сальники.

-4

Завод получал по ленд-лизу новые сальники двух конструкций — в одной кожа сальников прижималась по оси ведущего колеса пластинчатой, а во второй спиральной пружиной. Не выдерживали боевого экзамена сальники с пластинчатой пружиной.

Американские лёгкие и средние танки (М3Л и М3С) не пользовались популярностью в войсках, так как их двигатели работали на авиационном бензине. В бою от первого попадания снаряда они мгновенно охватывались пламенем, и танкисты часто не успевали выскочить из машин. При получении этих танков из ремонта экипажи выискивали всевозможные причины, чтобы отказаться от них.

Руководство завода очень волновала и проблема получения недостающих деталей. То, что поступало, являлось очень малой долей потребного количества. Чтобы восполнить пробел, предпринимались различные организационно-технические меры. Была разработана и доведена до всех рабочих и служащих тематика рационализаторских предложений по ремонту импортных деталей. На расширение номенклатуры ремонтируемых и изготовляемых деталей и увеличение их количества было направлено внимание инженерно-технического состава. Благодаря этому удавалось из года в год увеличивать ремонт, а также число изготовленных деталей. Так, выпуск отремонтированных деталей возрос в 1943 году по сравнению с 1942 годом на 384,4 проц., а в 1944 году — на 519,6 проц.

-5

От рабочих, техников, инженеров в течение 1942—1945 гг. поступило 501 рационализаторское предложение и изобретение. Из этого числа 282 были реализованы, что позволило заводу сэкономить более 1 150 тыс. рублей. Были приняты, например, рационализаторские предложения по замене на танках МК-3 импортных реле-регуляторов на отечественные, упрощена конструкция спускового механизма к пулемёту «BESA», изменена конструкция и технология изготовления козырьков для перископов на машинах МК-2 и МК-3, усовершенствована спусковая рукоятка пулемёта английской конструкции и др.

Приведённые факты свидетельствуют о том, что наши союзники не особо утруждали себя заботой о своевременных и плановых поставках запасных частей и деталей для ремонта танков, поставляемых по ленд-лизу.

Руководство завода организовало выполнение плана работ, опираясь на беззаветную преданность всего коллектива предприятия, и прежде всего коммунистов, делу быстрейшего разгрома гитлеровской Германии. Рабочие неделями не выходили из цехов, руководящий состав находился на казарменном положении. Несмотря ни на что, задания по ремонту и восстановлению танков коллектив завода выполнил с честью.

Личный состав завода три раза награждался правительственными наградами (Указы Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1943 г., 24 января 1944 г., 13 сентября 1945 г.). За перевыполнение заданий ГКО многие военнослужащие, рабочие и служащие завода отмечены орденами и медалями.

В. ТАРАНОВ, полковник-инженер в отставке (1978)