16 ноября состоится премьера фильма «Легенда о самбо» в онлайн-кинотеатре KION. Авторы картины прольют свет на непростую историю создания знаменитого русского стиля единоборств. «Вечерняя Москва» поговорила с актером Дмитрием Павленко, исполнившим в картине одну из главных ролей — бойца.
— Дмитрий, поздравляем с премьерой. Вы сами занимались боевыми искусствами с детства, верно?
— Да, еще когда жил в Чите. Сначала ходил в секцию греко-римской борьбы. Участвовал и в соревнованиях по классической борьбе. Позже я увлекся самбо и дзюдо, а уже учась в «Щепке» (Высшее театральное училище имени Щепкина. — «ВМ»), занялся акробатикой. В 1996 году я открыл для себя Такемусу Айкидо и выбрал это направление.
Вообще, считаю, что занятия боевыми искусствами делают мужчину более цельным. Как ни странно, обычно чем «круче» боец, тем он добрее и адекватнее, сострадательнее.
— Слышал, что предлагают включить в школьную программу самбо. Поддерживаете?
— Думаю, это классная идея. Вижу только плюсы в том, что дети будут тренироваться. Как гласит восточная мудрость: «Только по-настоящему сильный человек может позволить себе слабость». Русское самбо — это уже бренд, как, например, Большой театр. Наш фильм рассказывает о создателях этого стиля.
— Насколько вам близок характер вашего героя — бойца, тренера Виктора Спиридонова?
— Думаю, мне удалось понять его по-настоящему, попасть в точку. Я долго и тщательно разглядывал фотографии Виктора, размышлял, погружался в его личность. Как и он, я тоже иногда становлюсь более сдержанным, чтобы правильно оценивать события, да и вообще в экстренных ситуациях я быстро ориентируюсь, понимаю, что надо делать. Умение выбирать правильную линию поведения выработал с детства — наверное, занятия единоборствами помогли.
— Есть стереотип, что тем, кто занимается единоборствами, свойственна вспыльчивость. Это не так?
— Наверное, это проблема начинающих бойцов. Скажу честно, в моем кругу общения неадекватных людей нет, мне везет. Большинство опытных мастеров разных направлений сдержанны и добродушны, без всякой агрессии. А бывают и трогательные люди, которые выглядят как суровые дядьки: иногда поражает в них желание слушать тебя, помогать. Думаю, это и есть основа боевых искусств — раскрывать себя и свое сердце. Главное — это победить себя, свое косное мышление и слабости, которые нас съедают. Это гораздо важнее, чем одержать победу над противником.
— Готовясь к этой роли, вы отрастили усы. Что-то еще пришлось в себе изменить?
— Вообще, это свойство моей профессии — постоянно что-то менять в себе. Когда мы беремся за нового персонажа, новый материал, мы все время ищем — как сильнее приблизиться к своему герою, чтобы точнее проявить его.
— Как вы оценили бы актерский дуэт с актрисой Ольгой Сташкевич? Вы были знакомы до съемок?
— Мы пересекались с Ольгой на съемках «Красного призрака », но не были вместе в кадре. В этой картине она играет супругу Спиридонова. Она красивая женщина, замечательная артистка, мне было с ней комфортно на площадке. Вообще, получится ли хорошая сцена в кино, во многом зависит от партнеров. Вольфганг Черни, Антон Вохмин — работа и общение со всеми коллегами на площадке доставила мне большое удовольствие.
— Вы снялись во множестве ТВ-проектов. Как удалось при этом остаться относительно непубличным человеком?
— Думаю, это странность моей карьеры. То я был популярен, то меня подзабывали… Мой дебют как актера состоялся в 1993 году, когда режиссер Исаак Фридберг позвал меня на съемки в одну из первых наших мыльных опер «Азбука Любви». Меня стали узнавать на улице спустя два-три дня после выхода сериала. Забавный случай: меня узнал крутой бандит на пересадке в Омске, и со всей бригадой я пил шампанское у трапа самолета — так они решили отметить знакомство со мной.
— Насколько новый фильм вписался в рамки жанра спортивной драмы?
— Режиссер фильма Андрей Богатырев придерживался советского стиля производства фильма, но при этом хотел с помощью деталей, например цветокоррекции, сделать наше кино похожим на комикс. Поэтому думаю, что фильм выделяется из ряда спортивных драм. По настроению мне картина напоминает «Убить Билла».
Кстати, тренировка каскадеров и актеров проходила в центре боевых искусств «Альфа-Будо», где я занимаюсь айкидо. Клуб бесплатно предоставил площадку для подготовки к съемкам на один месяц. Я считаю, что эта картина для широкого круга зрителей, скорее даже для молодежи.
— Вы выступали в госпитале перед бойцами — участниками спецоперации. В будущем не планируете поехать в Донбасс?
— Да, это было в Чите. Тех ребят перевезли в глубь страны, в Забайкалье, чтобы им оказали квалифицированную медицинскую помощь. Если бы не некоторые мои травмы, может быть, я бы поддержал солдат не только со сцены, но и непосредственно с оружием в руках в зоне проведения спецоперации. Сейчас считаю своим долгом поддерживать наших ребят своими выступлениями, песнями, спектаклями. Если возможность поехать в Донбасс будет, я без всякого сомнения поеду.
ДОСЬЕ
Актер Дмитрий Павленко родился 10 апреля 1971 года на руднике Солонечный в Читинской области. В 1993 году окончил Высшее театральное училище имени Щепкина (курс Сафронова). В 1993 году был принят в труппу Московского театра имени М. Н. Ермоловой. Сыграл более 100 ролей в кино и сериалах.
Сюжет
На соревнования приглашена иностранная команда борцов. Кто будет представлять Советскую Россию на ковре: группа офицера НКВД Виктора Спиридонова или Василия Ощепкова, который с детства обучался дзюдо в Японии? Оба мастера одержимы идеей русской национальной борьбы. Судьбы создателей самбо перекликаются с историей их ученика.
Коротко о главном
— Вы снимались в сериале «Азбука любви», который называют первой отечественной мыльной оперой. Как это было?
— В то время мы делали «быстрые» проекты, были ограничены финансовыми, географическими, временными рамками. Но это не значит, что это была халтура. Весь сериал снимали в одном павильоне «Останкино». По плану было 100 серий, но сняли 15, и это заняло более полугода. У нас не было петличек, микрофоны крепили под столами, в укромных местах. Режиссер сериала Исаак Фридберг — настоящий экспериментатор. Он стал моим наставником, помог осознать себя в профессии. Он и театральный режиссер Алексей Левинский больше всех повлияли на мое творчество.
— Вы с Натальей вместе 30 лет. В чем секрет счастливого брака?
— Наверное, в воспитании. И мои, и Наташины родители прожили всю жизнь вместе. У кого кармически так сложилось, стараются справиться с любыми трудностями и остаться вдвоем. С постоянным партнером обретаешь новые возможности, вы становитесь единым целым. Кстати, наш с Наташей продюсерский проект — спектакль «ТыЯ» — как раз об этом. Герои, мужчина и женщина, перерождаются в разных жизнях, но все время друг друга ищут.
— Вы были ведущим передачи «Детский час». Как считаете, насколько сейчас развито детское телевидение?
— Вопрос сложный. С появлением интернета возможности получить информацию стали шире. И думаю, что подобные передачи на ТВ не пользуются большим спросом. Дети могут узнать что-то гораздо быстрее с помощью гаджетов. Моя дочь уже выросла, но я хотел бы, чтобы молодежь возвращалась к основам: читала хорошую литературу, смотрела хорошее кино, а не клипы. Привить любовь к искусству могут родители.
— Не хотели бы, чтобы ваша дочь Полина продолжила ваше дело?
— У Полины очень плотный график в Театре балета Бориса Эйфмана в Санкт-Петербурге: гастроли, репетиции. Мне хотелось бы, чтобы она проявила себя в кино, в театре, ведь она красавица, начитана, у нее хорошие актерские данные. Недавно она с коллегами посмотрела «Легенду о самбо». После сеанса поздравила меня с премьерой.
— Вы пишете и исполняете песни?
— Поэзия сопровождает меня всю жизнь. Я пишу нерегулярно, но иногда меня будто «прорывает». Творчество — попытка осознать и проявить себя в этом мире. Много пишу о любви, о моей супруге (актриса Наталья Селиверстова. — «ВМ»), о близких людях.
Эксклюзивы "Вечерней Москвы"
Косметологи рассказали, как избавиться от «смартфонового подбородка»