Найти тему
Cinema Asylum

Сцены из супружеской жизни: пять причин смотреть «Форс-мажор» (2014) Рубена Эстлунда

Оглавление

С 16 ноября в кинотеатральный прокат выходит «Форс-мажор» / Turist (2014) шведского режиссера Рубена Эстлунда. Фильм, который прославил его и вывел на международный уровень: на Каннском кинофестивале «Форс-мажор» получил приз жюри, в родной Швеции — «Золотого жука», да и номинаций на другие награды уважаемых киноинституций было предостаточно.
О том, почему спустя почти десять лет «Форс-мажор» не теряет своей актуальности и заслуживает зрительского внимания, рассказывает Анастасия Гончарова.

Кадр из фильма «Форс-мажор» / Turist, 2014, Beofilm
Кадр из фильма «Форс-мажор» / Turist, 2014, Beofilm


О чем кино?

Шведская семья — Томас, его жена Эбба и двое детей — приезжают на горнолыжный отдых во французские Альпы. И практически сразу их отпуск превращается в хаос: пока они сидят в кафе на аprès-ski, контролируемая снежная лавина выходит из под контроля и накрывает всех посетителей снегом.
К счастью всех, никто не пострадал. К несчастью Томаса, все видели, что он сделал. Никакой интриги — Томас схватил телефон и убежал, оставив жену с двумя детьми наедине с лавиной. И когда природная опасность уже позади, совершенно закономерно надвигается другая — внутрисемейный конфликт. И его не избежать никак.

Кадр из фильма «Форс-мажор» / Turist, 2014, Beofilm
Кадр из фильма «Форс-мажор» / Turist, 2014, Beofilm


Причина № 1. Это кино о нас с вами

Нет, дело, конечно, не в том, что все мы отдыхаем во французских Альпах (хотя неплохо было бы). Дело в том, каких узнаваемых персонажей и какие ситуации создает на экране Эстлунд. Работает это с самого начала фильма: ну кто хоть раз не становился объектом неловкой фотосессии, на которой тебя заставляют выглядеть счастливой версией самого себя? А кто не слышал от партнера завуалированные упреки о недостаточном внимании к себе и детям? Пассивная агрессия вообще-то.
Даже персонажи все — сплошь узнаваемые типажи: занятой отец семейства, вечно скролящий ленту в телефоне, женщина, задающаяся вопросами «куда делся тот, за кого я выходила замуж?» и «зачем мне это нужно?», влюбленная пара, сглаживающая любые конфликты и уступающая друг другу во всем (но мы то с вами знаем, это пока пыл не остыл). Создается ощущение, что перед глазами зрителя разворачивается очень долгий анекдот, персонажей которого можно с легкость найти если не в зеркале, то в соседней комнате или квартире.

Кадр из фильма «Форс-мажор» / Turist, 2014, Beofilm
Кадр из фильма «Форс-мажор» / Turist, 2014, Beofilm



Причина № 2. Работа с музыкой и пространством

Аудио и визуальная составляющие работают одновременно на узнавание и на контраст с тем, к чему мы привыкли. Так, отель с пустыми пространствами и длинными безлюдными коридорами может навести на мысль об Оверлуке, месте действия из «Сияния». Но если там сам отель олицетворяет зло, то Эстлунд помещает это самое зло внутрь человека. Урок как всегда неутешительный — мы сами виноваты в своих бедах.
Еще один контраст — музыка Вивальди из концерта № 2 соль минор «Лето», заключительная часть которой, «Летняя гроза», звучит на фоне снежных общих планов. Тут Эстлунд соглашается с великим композитором, эта музыка несет в себе не радость и благодать, а угрозу, волнение и отчаяние. Все те же чувства будет испытывать на себе Томас буквально через десять-пятнадцать минут. Но зрителя настраивают на это уже сейчас.

Кадр из фильма «Форс-мажор» / Turist, 2014, Beofilm
Кадр из фильма «Форс-мажор» / Turist, 2014, Beofilm


Причина № 3. Актуальная проблематика и важный для Швеции герой

Вопросы, которые задает себе и зрителю Рубен Эстлунд, давно внесены в разряд вневременных. Отношения мужчины и женщины, тяготы супружества, кризис в отношениях с другими и с самим собой — огромный пул режиссеров от Бергмана до Баумбаха пытались и продолжают пытаться обсуждать эти проблемы.
Наряду с вечностью Эстлунд осмысливает и настоящее: почему общество требует в любой ситуации выбирать путь героя, а не путь самоспасения? И как на самом деле поступит человек, оказавшийся в экстремальных условиях? Как мужчине вести себя, если он не хочет больше идти дорогой токсичной маскулинности?
Вообще, появление такого персонажа как Томас именно в шведском искусстве — очень важная вещь. На протяжении многих лет героями, которые бросают вызов шведским устоям, были женщины: Пеппи Длинныйчулок у Астрид Линдгрен, Лисбет Саландер у Стига Ларссона. Эстлунд же и в «Форс-мажоре» и в «Квадрате» подвергает сомнению мир через призму мужского взгляда, разрывая стереотипное мышление о сильном поле.

Кадр из фильма «Форс-мажор» / Turist, 2014, Beofilm
Кадр из фильма «Форс-мажор» / Turist, 2014, Beofilm


Причина № 4. Очень точный и талантливый каст

Скандинавские актеры, исполнившие главные роли в «Форс-мажоре», не слишком хорошо знакомы случайному зрителю. И это большой плюс! Так как у зрителя нет четкой привязки актеров к ролям определенного типа (герой-любовник / роковая женщина или наоборот простушка / вечный отрицательный герой и т.д.), то и нет лишнего ассоциативного шума. Зритель воспринимает историю так, как если бы в ней принимали участие незнакомцы из газетных новостей или соседи за столиком в ресторане. Ведь режиссер рассказывает нам историю, героем которой может стать каждый.
При этом, в фильме в эпизодической роли отметился Брейди Корбет, известный актер и режиссер, снимавшийся и у Ханеке, и у Триера, и у Араки, обладатель золотых львов Венеции и наград Сандэнса. Есть в «Форс-мажоре» и огненный норвежец Кристофер Хивью, выпускник нашего ГИТИСа (неожиданно), ставший народным любимцем благодаря своей роли Тормунда в сериале «Игра престолов» (2011-2019) и комичному наваждению Бриенной Тартской.

Кадр из фильма «Форс-мажор» / Turist, 2014, Beofilm
Кадр из фильма «Форс-мажор» / Turist, 2014, Beofilm


Причина № 5. В конце концов, это смешно!


Ну кто не улыбнулся при виде сцены с Томасом, который буквально выдавливает из себя скорбный плач, чтобы разжалобить жену? Так плохо, что даже хорошо! Режиссер добавил эту сцену в фильм, вдохновившись роликом на YouTube с самым нелепым мужским плачем. Он вообще часто и с удовольствием черпает идеи из платформы с видеоконтентом, ведь ничто и никто так хорошо не расскажет о людской природе как сами люди.
А еще, как признается сам Эстлунд, он не прочь спровоцировать зрителя. «Одна из моих целей в „Форс-мажоре“ — повышение процента разводов в обществе. Первостепенной задачей было, конечно, создать самую впечатляющую лавину в истории кино, а второй — повысить уровень разводов. ... вы вполне можете использовать фильм, чтобы проверить свои отношения, вместо того чтобы годами сомневаться, а затем расстаться. Возможно, „Форс-мажор“ поможет сэкономить время!». Звучит как вызов.

Автор: Анастасия Гончарова

—----------------------------------------------------------------------------------

Ставьте 👍🏻 и подписывайтесь на Cinema Asylum. Вы поможете развитию канала, а мы продолжим знакомить вас с увлекательным миром кино!