Найти тему
Ок, МГУгл - РКИ

Ура Форуму, или О компетенциях – компетентно!

Оглавление

16 и 17 ноября наш Учебный центр русского языка МГУ проводит уже Шестой, ставший традиционным Московский международный культурно-образовательный ФОРУМ ПО РКИ – преподаванию русского языка как иностранного. Проходить он будет, как сейчас принято говорить, в «гибридном» формате (онлайн/офлайн). А тема для этого мероприятия выбрана следующая: «Роль русского языка и культуры:
от Африки до Азии. Задачи и перспективы».

-2

Принять участие в этом важном ежегодном «слёте» русистов всего мира (а такое желание изъявили уже больше пяти тысяч человек, и с каждой минутой их число растёт) можно по вот этой ссылочке:

ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ

-3

Наш МГУ-Центр к началу Форума издал сборник материалов, в основу которого вошли статьи его участников. Конечно, в них они говорят о роли русского языка в мире, о дальнейшем его продвижении, рассказывают о национальной специфике работы в разных странах и на разных континентах. Коллеги делятся своим преподавательским опытом и результатами своих исследований актуальных вопросов методики, теории и практики преподавания РКИ как взрослым, так и детям, а также представляют новые свои учебники, программы, пособия. Конечно же, много внимания уделено в этом сборнике новым интернет-технологиям (куда сегодня без них!) и такому активно развивающемуся сегодня направлению, как нейропедагогика.

-4

ХЕЙТЕРЫ В ЗАШКВАРЕ…

Перелистывая уже готовый сборник (а получился он весьма солидным – свои статьи для публикации предоставили почти 30 коллег-русистов из многих стран мира) я обратил внимание на одно словечко, прочно входящее в нашу устную и письменную речь…

Жили мы не тужили, преподавали студентам РКИ. Были в нашей профессии ЗНАНИЯ, которые мы передавали, УМЕНИЯ, которым мы научали, и НАВЫКИ, которые мы с Божьей помощью вырабатывали у своих подопечных чад. Но теперь нас медленно, но уверенно переселяют в цифровую эпоху, где это всё как-то само собой отменилось. И появились некие безликие КОМПЕТЕНЦИИ. Их никто не видел, не щупал, на вкус не пробовал. Никто нам не разъяснил, что это такое и с чем его едят. Но все о них очень уверенно говорят!

Я уже много раз писал про «чисто английское убийство» современного русского языка англицизмами, про все эти «хайпы», «хейты», «имплиментации», «фейки» и «тренды». По сути, «компетенции» становятся таким же словом, которое мы, как «трЭнд», бездумно пихаем в нашу речь, используя где ни попадя. Слово «компетенции» (именно в форме мн.ч.), по сути, заменило слово «способность к чему-л.», «готовность сделать что-л.», «обладание каким-л. качеством». Плюс уже названные мною весьма важные, ключевые понятия – такие, как знания, умения, навыки.

Извините за грубое, но меткое русское выражение: как и слово «тренд», «компетенции» стало «в каждой бочке затычкой», которую мы вставляем куда надо и куда не надо. Причём наблюдается полная вакханалия в его употреблении. В каком только контексте мы только не используем это словечко! Куда только его, простите, не лепим! И практические компетенции, и профессиональные компетенции, и методические компетенции, и психологические компетенции, и технические компетенции, и информативные компетенции, и аудитивные компетенции, и речевые компетенции, и языковые компетенции, и грамматические компетенции, и лексикографические компетенции, и лингвоцифровые компетенции, и цифровые компетенции (без лингво-), и прагматические компетенции, и дискурсные компетенции… А также этнокультурные, социокультурные, поликультурные компетенции и просто культурные компетенции. И, конечно же, коммуникативные! Куда в нашем деле без них!?

Императорская академия художеств, г. Санкт-Петербург
Императорская академия художеств, г. Санкт-Петербург

ПИТАНИЕ, ВСКАРМЛИВАНИЕ, ОКОРМЛЕНИЕ

По повелению Екатерины Великой на здании Императорской академии художеств в Петербурге были начертаны слова: «Архитектура», «Скульптура», «Живопись». И ещё одно, четвёртое слово: «Воспитание»! Именно эти четыре слова и сегодня мы можем прочитать на этом историческом фасаде. Потому что в традициях русской образовательной системы во все времена во главу угла ставилось ВОСПИТАНИЕ – то есть питание соками земли русской, вскармливание и окормление! И в том числе – питание богатствами родного языка.

-6

Конфуцию приписывают такие слова (не ручаюсь за точность перевода – китайского не знаю): «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать (увлеки, вовлеки, задействуй меня) – и я пойму (постигну)». В этой максиме речь идёт как раз о знаниях, умениях и навыках. Ведь основой нашей российской педагогики были несколько «китов». Кроме наСТАВничества (это более поздний этап, на котором уже «вылепленного вчерне» ученика мастер СТАВИЛ на ноги) подопечного нужно было воспитать, обучить и в конечном итоге дать ему образование, образовать:

  • воспитание – однокоренное со словом «питать», «подпитывать»;
  • обучение – учёба, научение (то есть передача совокупности знаний);
  • образование – формирование из этого подопечного ученика (то есть того, которого опекая – учат!) цельного образа, личности, Чело-Века!

Таким образом, основой этого сложного процесса образования, этой многоуровневой, многоступенчатой системы были:

  • – передача знаний;
  • – формирование, создание умений;
  • – выработка навыков.

То есть постепенный переход от знать – к уметь, а затем, как итог, – к мочь и делать самому. Увы, сегодня мы на всех углах говорим исключительно о «формировании компетенций», плохо понимая, что это заморское слово обозначает...

(ПРОДОЛЖЕНИЕ — ЗДЕСЬ!)

-7