Найти в Дзене

Уходим на запасной аэродром или почему самолеты не всегда садятся в пункте назначения.

Оглавление

Дамы и господа, говорит старший бортпроводник. Короче, летели мы как-то пассажирами домой, а до этого отработали парочку рейсов в составе экипажа, вся команда выжатая, как лимоны, рассредоточились по бизнес классу, спим, летим в Екатеринбург. Как вдруг, мой крепкий сон прерывает перегрузка на посадке и голос по громкой связи: "Дамы и господа, добро пожаловать в Тюмень! Температура воздуха за бортом -12 градусов." Да, такое бывает. А теперь - почему и что делать?

Каждый раз, когда мы откуда-нибудь с вами вылетаем, мы знаем куда нам надо прилететь, а в случае, если мы туда прилететь не сможем, то должен быть назначен резервный аэропорт для безопасной посадки. Летим в Екатеринбург, запасной (резервный) аэропорт будет Тюмень и Челябинск, летим в Домодедово, значит, запасными станут Внуково и Шереметьево.

Запасной аэропорт подбирается по принципу территориальности, то есть, если рейс в Питер, то запасной аэродром в Омске не назначат. Другое дело, если вы летите в Питер из Читы, тогда Омск будет по пути, в случае экстренной ситуации можно совершить посадку и там.

Почему мы не попали в Екатеринбург? Потому что там шел снег, дул порывистый ветер, видимость ограничена, а коэффициент сцепления колес с полосой менее, чем 0.30. Вот и отправили в Тюмень, там необходимо было переждать непогоду. Да, через 2 часа мы сели в Кольцово. И так, причины уходов на второй круг или на другой аэродром:

Непогода.

У каждого аэропорта есть допуски по видимости. То есть минимальное расстояние в метрах, на котором должны быть видны объекты. Чем сложнее аэропорт, тем на большей дистанции он должен просматриваться из кабины пилотов. Сделано для того, чтобы осуществить визуальный контакт и заход на полосу для посадки. Измеряется в двух плоскостях - по горизонтали и по вертикали. И если видимость фактическая ниже, чем требуемая, то посадка в этом аэропорту запрещена.

А вот ограничивать видимость могут и туман, и дождь, и снег, и пепел, как было в случае с извержением Эйяф... Эйфъядла... Возле Рейкьявика там есть вулкан. Эйяфьядлайёкюдль. Кто прочитал - молодец.

Каждый вид погодных условий присущ определенному времени года. Не бывает тумана в Сургуте в феврале, не идет снег в Сочи в Марте. Зато вот туман в Кольцово летом - почти каждое утро. А гроза на юге России... Только успевай по Flight Radar смотреть какой борт сколько кругов сделал в зоне ожидания. Но честно скажу, довольно часто летом так: приходишь на работу утром, над полосой стоит облако и борт "Победы" круги нарезает над ним, красота.

-2

При неблагоприятных погодных условиях существует два варианта:

1) Диспетчер отправит самолет на второй круг или в зону ожидания. Туман может рассеяться через пару минут, облака дыма (о, это мы так в Якутск летом летали, когда пожары были, потом расскажу) могут отойти в сторону из-за ветра, дождь может стать слабее и видимость станет такой, при которой посадку совершить уже можно.

2) Диспетчер отправит самолет в другой аэропорт на какое-то время. Зимой, когда большой снеговой фронт приходит в зону аэропорта, видимость может быть ограничена на несколько часов. Топливо экономим, уходим на запасной аэродром.

Дым.

Примерно, как с погодой, но с небольшой разницей: изменения погоды можно спрогнозировать, а изменения плотности дыма - нет. Опять же, места с лесными пожарами, это было и у нас в Якутске, и в Греции, и в Турции, и в США. Если источник дыма, то есть сам огонь, находится в опасной близости к аэропорту, то рейс могут вообще отменить, либо задержать до улучшения состояния пожарной безопасности.

Помимо того, что в дыму ничего не видно, есть еще парочка негативных факторов: теплые потоки воздуха, поднимающиеся от огня, (по сути восходящие потоки) могут вызвать дополнительную болтанку, а пепел, содержащийся в воздухе не слишком полезен для воздухозаборников самолета.

Если есть вариант не лететь через пожары - лучше не лететь. Это я про полеты на малых высотах, то есть при заходе на посадку через плотные слои дыма.

-3

Птицы.

Последствия от встречи птиц на наглядном примере показал командир воздушного судна Юсупов еще в 2019 году, а командир Салленбергер в 2009. И там, и там противостояние машин Airbus из семейства 320 и крякающих парней закончилось в пользу последних. Да, 321 это модификация, базовая модель - 320. Так вот, в случае неблагоприятной, нестабильной орнитологической обстановки, диспетчер может отправить самолет на второй круг, если будет явно видна угроза.

Данные вопросы решаются быстро, качественно и безопасно. В аэропортах уже давно установлены хлопушки, имитирующие выстрелы, в некоторых аэропортах (В Китае в пяти разных видел) запускают салюты. В других аэропортах, как в Домодедово, например, в орнитологической службе работают специально обученные соколы. Да, у них есть сертификаты, подтверждающие квалификацию. Пернатые сотрудники. Основная задача - отогнать птиц от зоны движения самолетов на малых высотах.

-4

Аэропорт закрыт.

Ага, бывает. Однажды нам не давали посадку в Бишкеке, потому что там совершали посадку правительственные самолеты. Другой случай, в другом аэропорту: тягач убирал с полосы самолет с неисправностью. Все это занимает время, необходимо подождать, сядем чуть позже.

Самый неприятный момент это акт незаконного вмешательства в деятельность авиации. То есть нарушение работы аэропорта каким-либо лицом, либо группой лиц. Яркий пример - пару недель назад аэропорт в Махачкале. То есть технически все исправно, видимость в пределах нормы, но из-за групп лиц, нарушающих работу аэропорта, совершать там посадку становится небезопасно.

В таком случае, если подобная информация прошла во время полета, то рейс разворачивается и возвращается в аэропорт вылета. Ясно-понятно, что за полчаса дело не решится. Если о нарушениях в работе стало известно еще до вылета - рейс откладывается до лучших времен.

Кому-то на борту плохо.

Одно дело, когда пассажир летит с похмелья и крепкий сладкий чай может облегчить его страдания, другое дело, когда случается приступ. Во втором случае счет идет если не на секунды, то на считанные минуты, нужны срочные действия. Тянуть до пункта назначения опасно, следовательно необходимо садиться на запасной аэродром по пути.

После посадки, на борт, в очень срочном порядке, явится бригада скорой помощи, если того требует состояние пассажира, то его снимут с рейса, а остальные пассажиры полетят дальше.

Да, занимает время, да долго, нервно и это лишние затраты топлива. Но человеческая жизнь дороже любого топлива. Если того требует ситуация - срочный доклад командиру воздушного судна, снижение и посадка. В 2019 году, помню... А нет, лучше не рассказывать такое.

Неисправности.

Шел себе полет в штатном режиме, как вдруг, что-то пошло не так. Такое бывает, когда что-то идет не так. Если серьезно: это техника, она имеет свойство ломаться. 12 сентября этого года - как напоминание, что с неисправностью можно и не дотянуть до нужного аэропорта.

Посадка в таком случае может быть аварийной. Тем не менее, все пассажиры остались живы и здоровы, добрались до дома, получили компенсации. И психологические травмы, но это другая история.

Ковер.

Чуть не забыл! Ситуация нынче в стране сложная, в небе над столицей стали замечать БПЛА (БесПилотные Летательные Аппараты). И пока беспилотник находится в небе - самолет к нему приближаться не должен. Такое внезапное закрытие аэропортов назвали "План Ковер". Статься о нем у меня уже давно есть. Вот: https://dzen.ru/media/id/6514866c0e8a54683f874837/plan-kover-ili-nebo-nad-moskvoi-zakryto-651f1d5301d27c3664813a2a

Прочие факторы.

Аварии, катастрофы техногенного характера, природные явления в виде землетрясений, сели, лавины, извержения вулканов, все это происходит очень редко и далеко не везде.

Иногда подобные явления можно предвидеть, в Японии есть специальные датчики, отслеживающие сейсмоактивность, а значит можно запретить садиться в данном аэропорту заранее, тем самым избежать дальнейших негативных последствий.

Что делать?

Сохранять спокойствие. Самое верное дело - спокойно сидеть и не поднимать панику. На какой аэродром бы не отправили самолет с вам - не вы первые, не вы и последние.

В случае с непогодой: сидим, смотрим в окно, читаем книгу, или что вы там делали. Да, покружим, через несколько минут сядем. Может быть слетаем в другой город, проведем там немного времени, а потом все равно самолет с вами сядет там, куда вам надо было. Нюансы по стыковочным рейсам, по задержкам и прочему, авиакомпания берет на себя. Но поверьте, этот исход лучше, чем садиться вслепую в ураган.

Медицинские факторы: тоже время, от вас ничего не требуется, просто сохранять спокойствие. Пассажиру помогут сотрудники скорой медицинской помощи, все будет хорошо. А если это ваш родной и близкий, то вы можете проследовать с ним вместе.

Техногенные, природные факторы и акты незаконного вмешательства: очень редкие явления, но все равно бывают. Если вы еще не вылетели, то крепко задумайтесь, а точно ли вам туда надо. Если все происходит в полете - сохраняйте спокойствие.

Да, еще не сказал про авиадебоширов, ради которых можно посадить самолет в промежуточном аэропорту. После посадки процедура такая же, как и со скорой помощью, только вместо докторов - полицейские. Но в этой ситуации ваша помощь, если вы крепкий мужчина, может понадобиться. Случается, что кабинный экипаж состоит только из девушек, а хрупкие дамы не смогут справиться с разбушевавшимся выпивохой. Но аккуратно! Одно дело помощь экипажу в усмирении буяна, другое дело - геройство, перерастающее в акт агрессии. Я об этом в другой статье расскажу более подробно.

Итог.

Случаи уходов на второй круг и на запасной аэродром бывают, хоть и довольно редко. Бояться не надо. Авиакомпания и экипаж все равно искренне желают доставить вас именно туда, куда вы купили билет. Бортпроводники тоже люди, так же хотят прилететь и пойти отдыхать в гостиницу или домой, все дополнительные маневры в воздухе не зависят от них. Поэтому, пожалуйста, примите ситуацию, наберитесь терпения и сохраняйте спокойствие. У всех авиакомпаний бывают промахи, но почему-то крайними всегда остаются именно члены экипажа, и именно мы выслушиваем тонны нелестных фраз. Ну и ладно, часть работы, не более того.

На этом все, спасибо за подписку, промокод в силе, всем желаю хороших и безопасных полетов.