Найти в Дзене
Научные забавы

Первый в мире электронавт

Мышонок Орвилл – первый в мире электронавт. Проект «Лифтер»  Ж.-Л. Нодена, 8 января 2003 года. (Фото с сайта Ж.-Л. Нодена http://jnaudin.free.fr. Вся информация этого сайта публикуется свободно (freeware) и предназначена для частного и некоммерческого использования).
Мышонок Орвилл – первый в мире электронавт. Проект «Лифтер»  Ж.-Л. Нодена, 8 января 2003 года. (Фото с сайта Ж.-Л. Нодена http://jnaudin.free.fr. Вся информация этого сайта публикуется свободно (freeware) и предназначена для частного и некоммерческого использования).

8 января 2003 года мышонок ОРВИЛЛ успешно выполнил два исторических полета в качестве пилота-испытателя лифтер-электролета "Максимус". В настоящее время ОРВИЛЛ является 1-м в мире пилотом-электронавтом, совершившим полет на бескинетическом аппарате без топлива.

Электронавты, лифтеры, бескинетические аппараты… О чем это? Попробуем разобраться.

Для того, чтобы обратиться к истокам этой истории нам нужно совершит небольшое путешествие во времени и  переместиться в первую половину двадцатого века – время жизни и работы американского ученого и изобретателя Томаса Таунсенда Брауна (1905 – 1985). Во время этого путешествия мы будем использовать материалы публикации https://vitanar.narod.ru/astralet_conder/astralet_conder.html

На фото - Томас Таунсенд Браун и бескинетический летательный аппарат («летающая тарелка») его конструкции
На фото - Томас Таунсенд Браун и бескинетический летательный аппарат («летающая тарелка») его конструкции

С именем Томаса Таунсенда Брауна связано открытие эффекта Бифельда-Брауна (Biefield-Brown Effect) заключающего в том, что свободно закрепленный электрический конденсатор будет перемещаться в сторону положительного полюса и будет сохранять это движение, пока не разрядится. Основываясь на этом своем открытии, Браун построил дисковидный аппарат 24 футов диаметром, который предположительно достигал скорости 17 футов/с в его лаборатории. Диски были вариацией простого конденсатора из двух пластин, заряженных постоянным напряжением 50 кВ. Когда диски заряжались, они начинали двигаться по круговому пути. Для поддержания их полета требовалась энергия всего 50 Вт, что соответствует потреблению маленькой лампочки.

Но не будем забегать вперед и обратимся к истории открытия.

Еще будучи школьником, Браун проявлял большой интерес к космическим полетам, что в то время, когда даже успехи братьев Райт воспринимались скептически, считалось чистым фантазерством. Его юношеские увлечения кажущимися наивными в то время знаниями о радио и электромагнетизме впоследствии сослужило ему неоценимую службу, дав базовые сведения по этим областям науки. В процессе своего «экспериментаторства»  он однажды раздобыл трубку Кулиджа (Американский физик и химик Уильям Кулидж предложил рентгеновскую трубку с термокатодом из тонкой вольфрамовой спирали, так называемую трубку Кулиджа), которая потом привела его к удивительному открытию.

Трубка Кулиджа (источник фото - civilpedia.org)
Трубка Кулиджа (источник фото - civilpedia.org)

Браун интересовался не рентгеновскими лучами как таковыми. Он хотел установить, не могут ли исходящие из трубки Кулиджа лучи оказывать полезное действие.

Он сделал то, о чем пока не думал ни один ученый его времени: укрепил трубку Кулиджа на чувствительнейшем балансире и начал испытывать свое устройство. Однако в какую бы сторону он ни поворачивал аппарат, он не мог установить какого-либо измеримого действия рентгеновских лучей. Но неожиданно его внимание привлекло странное поведение самой трубки: всякий раз, когда он включал трубку, она производила некое поступательное движение, словно аппарат пытался продвинуться вперед. Ему понадобилось много усилий и времени, прежде чем он нашел объяснение. Вновь открытый феномен не имел ничего общего с рентгеновскими лучами— в его основе лежало высокое напряжение, используемое для образования лучей.

Браун провел целую серию экспериментов, чтобы установить природу этих новых, открытых им "сил", и в конце концов ему удалось сконструировать прибор, который он назвал "гравитор". Его изобретение имело вид простого бакелитового ящика, но стоило положить его на весы и подключить к источнику энергии напряжением 100 киловольт, как аппарат в зависимости от полярности прибавлял или терял примерно один процент своего веса.

Браун был убежден, что открыл новый электрический принцип, но не знал, как его толком использовать. Несмотря на то, что о его работе сообщили некоторые газеты, никто из видных ученых не выказал интереса к его изобретению, чему, впрочем, удивляться не приходилось — тогда Браун как раз заканчивал среднюю школу.

В 1922 году Браун поступает в Калифорнийский технологический институт в Пасадене. Но и там его работам никто не придал значения. Не сдавая позиций, Браун в 1923 году переходит в Кенионский колледж в Гамбиере, Огайо, проводит там один год, а затем отправляется в Денисоновский университет в Грэнвилле, тоже в Огайо, где на физическом отделении изучает электронику. Его учителем был доктор Пауль Альфред Бифельд, профессор физики и астрономии и один из восьми бывших одноклассников А.Эйнштейна по Швейцарии.

В отличие от своих коллег по Пасадене, Бифельд проявил большой интерес к открытию Брауна, и оба — профессор и студент — проводили эксперименты с заряженными электрическими конденсаторами и разработали физический принцип, ставший известным как эффект Бифельда-Брауна. Сутью этого эффекта была тенденция заряженного электрического конденсатора к движению в направлении своего положительного полюса — тому самому движению, которое Браун когда-то обнаружил у трубки Кулиджа.

Обстоятельства заставляли Брауна неоднократно сменять род занятий, однако в свободное время он продолжает заниматься физическими исследованиями, в частности эффектом Бифельда-Брауна. Со временем гравитор претерпел многочисленные усовершенствования.

Наконец, в 1952 году, переехав в Кливленд и основав собственную лабораторию, Браун наметил один проект, названный им Project Winterhaven, который после соответствующей проработки надеялся предложить военным. Ему удалось настолько повысить подъемную силу своего гравитора, что аппарат способен был поднимать вес, значительно превышающий его собственный. Был сконструирован дисковидный конденсатор, который при подаче постоянного тока различного напряжения приводились в самостоятельное летательное движение, издавая при этом слабое гудение и испуская голубоватое электрическое свечение.

В 1953 году Брауну удалось продемонстрировать в лаборатории полет такого 60-сантиметрового «воздушного диска» по круговому маршруту диаметром 6 метров. Летательный аппарат был соединен с центральной мачтой проводом, по которому подавался постоянный электрический ток напряжением 50 тысяч вольт. Аппарат развивал максимальную скорость около 51 м/с (180 км/час).

Вскоре ему удалось превзойти свой собственный успех. Во время следующего показа он продемонстрировал полет целого набора 90-сантиметровых дисков по кругу диаметром 15 метров. Все было немедленно засекречено. Тем не менее большинство ученых, присутствовавших на демонстрации, не скрывали скепсиса, склоняясь к тому, чтобы приписать эту брауновскую движущую силу некоему, как они сами это назвали, "электрическому ветру", хотя для производства такой силы потребовался бы поистине "электрический ураган". Лишь очень немногие считали, что эффект Бифельда-Брауна может представлять собой нечто новое в физике.

Сам же Браун до последнего времени был убежден, что при наличии необходимых средств исследование эффекта Бифельда-Брауна привело бы к прорыву в области передвижения космических аппаратов, не говоря уже о других сферах применения.

Но вернемся от истории к современности. Практическое применение эффекта Бифельда-Брауна в аэрокосмической области в настоящее время – довольно запутанная история, если следовать , скажем, обзору «OUTSIDE THE BOX» SPACE AND TERRESTRIAL TRANSPORTATION AND ENERGY TECHNOLOGIES FOR THE 21ST CENTURY («НЕСТАНДАРТНЫЕ» КОСМИЧЕСКИЕ И НАЗЕМНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ 21 ВЕКА), Theodore C. Loder III, Institute for the Study of Earth, Oceans and Space University of New Hampshire Durham, NH 03824.

Однако исследованиями эффекта Бифельда-Брауна и, в частности, возможности создания движителей на основе этого эффекта занято множество частных лабораторий. Именно к таким исследованиям относятся испытательные полеты, совершенные мышонком Орвиллом. Эти полеты совершались на использующем  для своего движения эффект Бифельда-Брауна электролете (лифтере) «Максимус».

На фото Жан-Луи Ноден управляет электролётом "Максимус" собственной конструкции
На фото Жан-Луи Ноден управляет электролётом "Максимус" собственной конструкции
Электролёт «Максимус» в полете. В нижней части видна капсула с мышонком Орвиллом
Электролёт «Максимус» в полете. В нижней части видна капсула с мышонком Орвиллом

Технические характеристики "пассажирского" электролёта "Максимус"

Вес мышонка Орвилла: 24 г Вес элетролёта "Maximus" ( на 01-08-03 ): 140 г Вес подъемной капсулы Орвилла: 16 г Общий вес подъемной капсулы с мышонком Орвиллом: 180г
Напряжение питания: 35 кВ постоянного тока ток: около 10 мА Потребляемая мощность: около 350 Вт

Наш читатель может познакомиться с уникальной видеохроникой полета первого в мире электронавта, перейдя по этой ссылке.

Технические особенности конструкций лифтеров, а также вихревых движителей мы в ближайшее время планируем рассматривать на сайте «Научные забавы» в разделе «Школа естествознания».