Тайная любовь великого русского композитора Игоря Стравинского и не менее великой французской модистки Коко Шанель обросла множеством предположений, допущений и мифов. Часто их роман воспевают как безупречный союз двух гениев, ставших друг для друга отрадой, смыслом жизни и источником вдохновения. Но действительно ли была между ними любовь и, если была, то достойна ли того, чтобы стать в одном ряду с Абеляром и Элоизой, Лаурой и Петраркой и другими известнейшими любовными историями мира?
Неудачная первая встреча
Две знаменитости впервые встретились в 1913 году в Париже. В то время в столице Франции проходила премьера нового балета Стравинского «Весна священная». Первая же постановка обернулась настоящим скандалом.
Музыкальное новаторство композитора, странная хореография, непривычные народные костюмы танцоров – все это вызвало подобие культурного шока у публики, привыкшей видеть совсем иной балет с изящной и утонченной хореографией. В результате публика освистала постановку и покинула зал, лишь немногие остались досматривать балет до конца (кстати, подробнее о скандальном представлении можно почитать здесь).
В тот день в театре в числе зрителей была и сама Габриэль Шанель, известная также под прозвищем Коко. Она стала одной из тех немногих, кто оказался в состоянии оценить новаторский подход Стравинского в «Весне священной», увидеть искру гения, сверкнувшую за заурядной внешностью композитора.
И как могло быть иначе? Шанель и сама была бунтаркой, неординарной личностью, смелой, всегда готовой к экспериментам. Она не боялась бросать вызов обществу. Поэтому и балет Стравинского сразу ее заинтересовал как что-то свежее, нестандартное и смелое.
Шанель в тот же вечер познакомилась со Стравинским. Сам композитор был не настроен на светскую болтовню: он был опустошен провалом «Весны». Он не мог знать, что спустя всего несколько лет его балет получит огромное признание и станет новым словом в музыке и танцевальном искусстве.
Совместная жизнь на вилле
Вновь Коко Шанель и Игорь Стравинский встретились спустя семь лет, уже после Первой мировой войны. Слава обоих к тому моменту уже гремела по всей Европе и не только. Второе знакомство оказалось более удачным: Коко быстро подружилась с композитором. Сам Стравинский к тому моменту был женат и имел четырех детей. Его супруга Екатерина Носенко приходилась ему кузиной и была больна туберкулезом.
Шанель пригласила всю семью пожить на своей загородной вилле. В этом не было ничего особенного: у известной модистки гостили многие знаменитости того времени, включая эпатажного Сальвадора Дали. Итак, все семейство перебралось на виллу. Вероятно, тут между Коко и Игорем и возникла любовная связь.
Никаких реальных доказательств того, что они состояли в отношениях, нет. Дыма без огня, конечно, не бывает, но жадные до сенсаций обыватели и журналисты вполне могли раздуть из мухи большого слона. И все же Стравинский провел на вилле почти два года. И маловероятно, чтобы между двумя гениями не проскочила искра влечения.
Тот же период отметился творческим всплеском у обоих. Стравинский самозабвенно писал новую музыку. А Коко продолжала выпускать новые элегантные модели женской одежды и аксессуаров. К тому же именно тогда мир увидели знаменитые духи Chanel №5, созданные для нее известным русским парфюмером.
Намек на связь Шанель и Стравинского видят и в том, что модистка почти всегда отдавала предпочтение исключительно белому и черному цвету – а именно в такие цвета, как известно, окрашены клавиши фортепиано. Но это могло быть и простым совпадением.
Безболезненное расставание
Сам Стравинский не оставил жену и детей – да и неизвестно, было ли у него вообще такое намерение. Скорее всего, нет. Через два года он съехал с виллы вместе с семьей. С женой он прожил до ее смерти в 1939 году, а в следующем году уехал из Франции. Позже он отзывался о проведенных в ней годах как о «самом несчастливом времени жизни».
После смерти жены композитор недолго горевал. Уже в 1940 году он женился на своей давней знакомой Вере Судейкиной. С ней он и прожил в браке более тридцати лет, до самой своей смерти. Жене он часто изменял, но Веру это, по-видимому, не волновало.
Шанель тоже отнюдь не казалась опустошенной расставанием с композитором. Куда больше ее подкосила смерть ее предыдущего возлюбленного – Артура «Боя» Кэйпела. В 1919 году, за год до вторичной встречи Шанель и Стравинского, Кэйпел погиб в автокатастрофе. И спустя 25 лет после этого Шанель признавалась своему другу Полю Морану:
«Его смерть стала для меня ужасным ударом. Потеряв Кэйпела, я потеряла всё. Я должна сказать, что жизнь, последовавшая за этим, не была счастливой»
Это не мешало модистке заводить новые романы, причем некоторые длились довольно долго. И Шанель, и Стравинский прожили длинную жизнь. Оба скончались в 1971 году. Шанель умерла в январе, а Стравинский пережил ее всего на три месяца. Этот факт тоже подогревает романтическое воображение у некоторых.
Подытожим. Несмотря на попытку мифологизировать роман двух знаменитостей и окружить его особым орелом, в отношениях Шанель и Стравинского вряд ли было что-то за рамками обычной любовной интрижки. Их связь (если она и была) продлилась не слишком долго, и после расставания ни один из них не проявлял признаков скорби.
Но ясно одно: эти две выдающихся личности стали друг для друга источником вдохновения, шагом к поиску новых идей, а возможно, и близкими друзьями и утешителями. А для творческих и независимых людей такой результат отношений – пожалуй, лучший.
________________________
Спасибо за внимание! :) Больше интересного – на канале