Найти тему
Артельный Ряд

Вышивка

Вышивка - один из древнейших видов народного творчества - известна на Руси с 10-13 вв. Ею украшали как будничную, так и праздничную одежду - рубахи, фартуки, головные уборы, бытовые предметы и вещи, относящиеся к декоративному убранству жилища - полотенца, столешники, подзоры, наволочки.
Вышивать умели почти в каждой русской семье, как в деревне, так и в городе. Постепенно вышивка из домашнего занятия, когда изделия делали для собственных нужд, становится ремеслом - изготовлением на заказ, а затем и промыслом - производством на продажу.

Ф. Малявин. Крестьянка за вышивкой.
Ф. Малявин. Крестьянка за вышивкой.

Нижегородская земля с давних времен славится своими мастерицами-вышивальщицами. В области сложились целых пять центров художественной вышивки: в Городце, на Бору, в Чкаловске и Катунках, есть своя строчевышивальная фабрика и в Нижнем Новгороде.
Нижегородская губерния всегда отличалась большим разнообразием народной вышивки, но самыми любимыми были такие виды, как тамбур, строчка и гладь.

Вышивальщицы. Село Лысково Нижегородской губернии, 1900-е годы.
Вышивальщицы. Село Лысково Нижегородской губернии, 1900-е годы.

В Нижегородском Крестовоздвиженском женском монастыре развивался златошвейный промысел. Продукция монастыря получила широкую известность в России. Издревле одной из основных черт русской монашеской жизни было выполнение насельниками традиционных рукоделий, в том числе – и на продажу для заработка обителями средств к своему существованию.

До революции основным рукоделием сестер была золотошвейная вышивка. Сестры вышивали иконы, ризы, плащаницы. Вышивали жемчугом, золотом, серебром, драгоценными камнями. Их можно было встретить в Архангельске, Астрахани, Сибири, Закавказье и других местах России и за рубежом. Иконы, шитые серебром и золотом, игумения Вера имела счастье поднести в дар императору Николаю Павловичу в 1836 г., будучи удостоена благосклонного приема. В 1850 г. игумения Вера поднесла от Крестовоздвиженской обители золотошвейные иконы с пеленами, с вышитыми российскими гербами великим князьям Николаю Николаевичу и Михаилу Николаевичу.

Косынка - "головка" Первая половина ХIХ в. Нижегородская губерния. Из коллекции Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства.
Косынка - "головка" Первая половина ХIХ в. Нижегородская губерния. Из коллекции Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства.

Особой изысканностью и разнообразием приемов шитья славится строчевая вышивка Нижегородской области, она даже приобрела особое название - "гипюр" (от фр. слова guipure – воздушная вышивка). Нижегородские (горьковские) гипюры - это белая ажурная вышивка.
В Нижегородской губернии строчевая вышивка как промысел возникла в большом приволжском торгово-промышленном селе Катунки, находящимся в северо-западной части губернии (ныне Чкаловский район Нижегородской области). Причем возникла случайно: село Катунки долгое время было одним из центров кружевного производства, но, когда в начале 19 в. спрос на коклюшечное кружево резко упал, местные мастерицы занялись ажурной вышивкой. В качестве образцов для подражания они взяли владимирские и ивановские вышивки из сел Верхний и Нижний Ландех, Холуй, Палех, Пестяки (все эти села граничили с Нижегородской губернией).

Самым популярным приемом стала вышивка по сетке - ею украшали постельное и столовое белье, женскую одежду. К концу 19 в. вышивкой занимались более 4000 строчей, проживавших более чем в 100 селениях. Кроме Катунок, крупным промысловым центром становятся села Василево, Городец, Лысково и др., причем вышивали не только женщины, но и мужчины. Дети с 7-летнего возраста занимались держкой сетки.

В конце 19 в. в городах прошла мода на растительный орнамент. Началось увлечение игольным кружевом — вышивкой по плетеной сетке-филе и тюлю. Образцами начинают служить кружева итальянского, испанского или ирландского происхождения. В этот период возрождается традиционный орнамент геометрического характера, в основе которого лежал ромб.

Нужно отметить, что в это время работы сельских вышивальщиц отличались высоким техническим мастерством, но по орнаменту они были нередко сильно упрощены, и формы мотивов были искажены по рисунку. Для того чтобы повысить художественное качество вышивки, особенно строчевой, в 1912 г. в Нижнем при содействии земства был открыт кустарный склад (по современной терминологии – банк данных рисунков).

И самая, пожалуй, известная вышивка Нижегородской губернии - это Городецкая золотная вышивка, один из самых старинных и уникальных в России видов высокохудожественного народного искусства.

Богато украшенная золотной вышивкой одежда и платки были обязательными элементами гардероба состоятельных представительниц прекрасного пола крупнейших купеческих городов Нижегородского края, в том числе и Городца. Сверкающий узор украшал женский праздничный костюм, который являлся гордостью семьи, его бережно хранили и передавали по наследству от матери к дочери как надежный, никогда не обесценивающийся капитал. Сложная техника золотного шитья требовала специального обучения, поэтому была достаточно редко распространена.

Коротенькая, сборчатая, веерообразная душегрея, прикрывавшая только грудь и спину и называемая по-местному «кафтанчиком», была обычно из вишневого или темно-зеленого бархата с пышным золотошвейным узором. Традиционным в узоре были - два вазона с букетом из роз, причудливых цветов, виноградных гроздьев. Узор равномерно заполнял всю переднюю часть душегреи и рассыпался удлиненными гирляндами по крупным сборам по спине. Как правило, такая душегрея становилась композиционным центром женского костюма.
Особым богатством и красотой отличался золотошвейный орнамент девичьих и женских головных уборов: платков, повязок, кокошников, повойников. О владелице золотного плата знала вся округа, он поднимал престиж невесты. Нередко к городецким мастерицам приезжали со всей округи заказывать такие платки. Городецкие купчихи к тому же очень любили фотографироваться в старинных костюмах.

Городецкие мастерицы великолепно владели труднейшим ремеслом золотного шитья и тонко чувствовали декоративные возможности металлических нитей разных фактур и круток. Лучшие мастерицы знали более 100 усложненных вариантов вышивки только в технике узорных прикрепов, а также старинный петельный шов («на аксамитное дело»), состоящий из золотных или серебряных упругих петель, густо заполняющих основные мотивы орнамента и многие другие уникальные техники вышивки.

Надо заметить, что крупные центры одного промысла нередко давали толчок развитию и других ремесел. Так, например, " с. Лысково выдаётся выработкой так называемого игольного товара: напёрстков, пуговиц, запонок и колец, предназначенных для употребления в крестьянском быту. При крайней дешевизне этого товара (пуговицы от 1 до 2 р. за тысячу, женские напёрстки от 3 р. 50 к. до 5 р. за тысячу и т.д.) десятки домов в с. Лыскове, работая всем семейством и иногда принанимая рабочих, продают этих изделий, преимущественно на Нижегородской ярмарке, на десятки тысяч рублей. " (Нижегородская губерния по исследованиям губернского земства - II. Сёла Безводное, Лысково и Пурех. Опубл.: 1896. Источник: Нижегородская губерния по исследованиям губернского земства. — Вып. II.. — СПб.: Типография Министерства Путей Сообщения (ВЫСОЧАЙШЕ утверждённого Товарищества И. Н. Кушнерёв и К), 1896 г.)


#артельныйряд #пискунова37 #краеведение #история #вышивка