Найти в Дзене

Когда математика стала каторгой 2.0. Как помочь себе и ребенку справиться с математической тревожностью?

Оглавление

Страшный сон родителей - домашнее задание, особенно по математике... В статье даны практические рекомендации как облегчить себе и ребенку (обучающемуся в начальной школе) эмоциональное состояние при выполнении этого непростого дела.

Но речь пойдет не только про выполнение Д/З, а в целом про МТ.

Рекомендую прочитать статью про МТ, чтобы лучше понимать, о чем пойдет речь - https://dzen.ru/media/id/65511210ce46c81db74d4442/kogda-carica-nauk-stala-katorgoi-matematicheskaia-trevojnost-65537b0ccd9b6e439ee0dd4b !!!

К сожалению, общепринятых каких-то правил борьбы с МТ в науке пока что нет... Но, учитывая факторы, которые влияют на ее появление, мы можем выделить следующие нюансы.

Казнить нельзя помиловать

Отношение как Ваше так и Вашего ребенка к математике закладывается (или закладывалось) в том числе через оценку значимых взрослых... Соответственно:

  • Не ругайте ребенка за плохие отметки, а находите способ исправить их или не допустить в следующей ситуации
  • Поймите, что плохие отметки – не показатель интеллекта ребенка, что тревожность может послужить главной причиной снижения академической успеваемости
  • Не вешайте на ребенка ярлыки, по типу «мой ребенок гуманитарий и математика - это не его» и т.п.

Возможно, что педагог дает определенные установки, тогда стоит узнать у ребенка и у педагога лично, как он ведет себя на уроках математики, дает ли учитель оценку личности ребенка (по типу: "Какой ты бестолковый, надо было внимательнее слушать" и пр.). Если это происходит, то тут уже не с ребенком надо разговаривать:)

Затроньте предметную сторону вопроса:

  • Убедитесь в том, что ребенок не пропускал новую тему по математике, если это случилось поговорите с педагогом, как можно восполнить недостающие знания.
  • Показывайте ребенку, как математика может пригодиться в жизни (считайте вместе деньги, готовьте по рецепту, в котором нужно отмерять количество ингредиентов и т.п.).
  • Развивайте понимание у ребенка причинно-следственных связей (логику) на примерах из жизни, это поможет в дальнейшем проще запоминать логику вычислений.
-2

Успокойтесь сами и успокойте другого

Понятное дело, что нет ничего хуже, чем домашнее задание, которое надо выполнять с ребенком под конец рабочего дня... Поэтому, для начала, создаем себе более менее спокойную атмосферу и состояние, а потом уже и своему чаду:

  • Во время выполнения домашнего задания, при появлении негативной эмоциональной реакции ребенка или чрезмерного напряжения, используйте дыхательные техники. Используя дыхательные упражнения, строго придерживайтесь рекомендаций. Не стоит их выполнять, если у Вас или у ребенка есть заболевания, связанные с сердечно-сосудистой и дыхательной системами (примеры дыхательных упражнений можно посмотреть здесь: https://www.b17.ru/article/dyhatelnye_uprajnenija/ )
  • Постарайтесь создать вокруг себя спокойную атмосферу, соблюдайте температурный режим в комнате, поддерживайте влажность воздуха (если нет увлажнителя, можно поставить металлическую тару с водой на батарею:))
  • Попросите ребенка представить его чувства (страх, тревогу) в виде какого-нибудь предмета или животного, описать, какой он, чего боится… Вербализация чувств уменьшит их интенсивность
  • Проговорите с ребенком о его страхе, разделите с ним переживания, постарайтесь вместе ответить на вопросы: «Что произойдет, если ты получишь двойку за контрольную?» или «Что произойдет, если ты не сможешь решить пример на уроке?». Ответив на вопросы, постарайтесь найти решение и действия, которые может сделать ребенок в этих ситуациях.
  • Перед каждым занятием математикой дома или предстоящим уроком давайте ребенку установку на то, что математика – это препятствие, которое он способен преодолевать, возможно, в игровой форме. Например: «Ты вчера подготовился к контрольной работе, твоим оружием против этого дракона (контрольной) будут знания, все те, что ты повторил вчера»

На мой взгляд, все рекомендации можно адаптировать, как для себя любимых, так и для своих детей. Только вот с подростками, возможно, будет посложнее, но это уже другая история:)

Пишите, было полезна информация или Вы уже и так все понимали и необходимы какие-то новые идеи? Буду рада обратной связи!

До встречи на канале!