Звонок из регистратуры:
-Анастасия Сергеевна, возьмёте женщину на платный приём? По вопросу планирования беременности.
-Да, пусть проходит.
39 лет. Бывшая гражданка одной из бывших союзных республик. Почти 10 лет живут в России.
Спокойная, очень приятная в общении. Свободно разговаривает на русском. Знает свои проблемы, но ей нужно ещё одно мнение.
С акушерской точки зрения у неё очень непростой анамнез.
В 20 лет Салима родила дочь - живая, здоровая.
В 22 года снова дочь, тоже живая и здоровая.
В 25 рождается мальчик. Роды на 32 неделе, ребёнок умирает от множественных внутриутробных пороков развития.
В 27 снова девочка, и у нее все хорошо.
В 28 мальчик - сверхранние преждевременные роды на 25 неделе беременности. Плод погибает в родах. На вскрытии - множественные пороки развития.
Семья делает паузу в деторождении. Переезжают в Россию. Обращаются к генетикам. Но причину смертей сыновей знают и сами. Вернее, предлагают, ибо брак близкородственный. Муж и жена - кузены, двоюродные брат и сестра. Просто так решила семья, и они поженились.
В 33 года Салима рожает ещё одного ребенка. Опять девочка, она жива и здорова.
В 35 снова беременность: на 20 неделе происходит поздний самопроизвольный выкидыш. Плод мужского пола, без видимых пороков.
Между этими семью беременностями было ещё три выкидыша. Все три на ранних сроках, поэтому нельзя сказать пол эмбриона. Но скорее всего, это были мальчики.
Салима пришла с вопросом: можно ли ей ещё раз родить? Она была у генетиков, и не раз. Те разводят руками после обследования: кариотипы в норме. "Но вы сами понимаете, близкородственный брак."
Она понимает. Но родственники хотят мальчика. И она хочет сына. Муж уже не настаивает, он тоже все понимает. Но доказывать что-то старшему поколению устал.
-Какова вероятность, что я выношу здорового ребёнка, мальчика?
-Буду откровенна. Достаточно низкая. Для увеличения шансов необходимо делать ЭКО, перед переносом эмбрион обследовать - в том числе, на генетические патологии.
Плюс возраст: после 35 лет риск хромосомных аномалий увеличивается в 2 раза. И это не учитывая особенности вашего брака.
-Я могу рискнуть?
-Можете. Нужно вам это или нет - решаете только вы. Со своей стороны мы можем лишь предложить максимальное обследование и предгравидарную подготовку, но увы, эти меры не способны предотвратить генетические заболевания.
-Спасибо, я вас поняла.
Я никогда не отговариваю женщину от беременности. И дело не только в нынешнем курсе демографии на повышение рождаемости. Но вот в этой ситуации, глядя на женщину, мне очень хотелось сказать: "Подумайте, 10 раз подумайте. В конце концов, у вас 4 дочери".
Салима не выглядела какой-то несчастной женой, которую заставляют рожать. Она делает это сама - по своему желанию, судя по всему. И она действительно очень хочет сына. Но я не знаю, сколько нужно иметь сил для принятия такого количества потерь беременности, для принятия факта, что и в этот раз может не получиться.