Ничто не ново под солнцем. И со времен Гоголя мало что изменилось в своей сути. Живы чичиковы и собакевичи, коробочки и плюшкины. Меняется лишь форма этих явлений.
Нам часто поступают запросы от компаний или посредников в такой форме: «У нас тендер – нам нужно два сварщика, три стропальщика и четыре монтажника. Обучите кого-нибудь и не вносите в реестр. Нам очень надо, мы приложим документы, никто ничего не узнает». Такие запросы бывают периодически, и каждый раз мы отвечаем: «Мы не учим «мертвые души». Все данные о выданных документах вы вносим в ФИС ФРДО – единый федеральный реестр, содержащий информацию о всех выданных в России документах об образовании за последние 30 лет.
С появлением единого реестра проворачивать подобные операции таким хитрым работодателям становится все опаснее. Ведь по большому счету на любом тендере, на любом конкурсе вас могут проверить – проверить существуют ли на самом деле эти пять Иван Иванычей стропальщиков и 4 Петра Петровича монтажника. И когда истина откроется, проблем будет не избежать.
На сегодняшний день почти прекратилось желание обучить мертвые души и для того, чтобы вступать в НОСТРОЙ/НОПРИЗ (Национальные реестры строителей и проектировщиков), благодаря тому, что теперь работникам необходимо проходить независимую оценку квалификации (НОК), чтобы подтвердить свою компетенцию.
В целом тенденция в этом направлении сейчас положительная. А когда-то, давным-давно, когда для вступления в СРО нужно было иметь 10-15, иногда до 50 человек в штате, тогда мертвых душ было очень много. Люди умудрялись писать кого угодно, лишь бы заполнить штатное расписание. Тогда же было популярно проворачивать такого рода махинацию: какого-то одного человека «устраивали работать» в несколько различных организаций. Были такие очень трудолюбивые люди, которые умудрялись работать одновременно в 25 компаниях.
Все это то, как делать нельзя. И то, как мы не делаем. Скорее всего такое понятие как «мертвые души» в сфере образования скоро совсем пройдет, хоть и встречаются до сих пор особо предприимчивые дельцы. Мы с такими дела не ведем. Классика вечна, но ведь это не руководство к действию, не правда ли?