Найти тему

В Санкт-Петербург, по следам Монферрана или впечатления от прочитанного («Собор» И. Измайловой)

Когда впервые входишь в Исаакиевский собор, тебя обуревают и восторг, и замешательство: возможно ли, чтобы такое чудо существовало на самом деле? Словно созданные для каких-то великанов из далекого полумифического прошлого огромные, украшенные скульптурой двери поражают воображение. Величественный, сверкающий, богатый многообразием декоративных элементов, представленный во всей красе, словно раскрывшийся громадный сундук, предназначенный для хранения самых драгоценных вещиц, сокровищ, которые собрали многие люди.

Кто – резцом, кто – молотком, кто – кистью, а кто и одной лишь мускульной силой, сражаясь с голодом и холодом, болезнью и бедностью, произволом и жестокосердием чиновничества. Теряя веру, здоровье и силы, они безвременно уходили на тот свет. Лишь немногие одолели этот сорокалетний путь. Одним из них был и автор проекта, положивший всю жизнь на его реализацию – Огюст Анри Луи Рикар де Монферран или Август Августович, ибо только для сильных мира сего или людей несведущих он остался иностранцем, французом, для всех остальных: рабочих, соратников по ремеслу, близких друзей он стал русским, пусть не по крови, но по духу, сочувствию и пониманию их невзгод, помощи в трудный час.

Плюшар, Е. А. Портрет Огюста Монферрана, 1834 г.
Плюшар, Е. А. Портрет Огюста Монферрана, 1834 г.
Бюст архитектора О. Монферрана в Исаакиевском соборе (А. Фолетти, 1850-е гг.). Мраморы, порфир, кварцит, гранит, сланец
Бюст архитектора О. Монферрана в Исаакиевском соборе (А. Фолетти, 1850-е гг.). Мраморы, порфир, кварцит, гранит, сланец

Произведение Ирины Измайловой «Собор. Роман о петербургском зодчем» посвящено Монферрану. Собор – главная основополагающая нить, протянувшаяся через всю книгу – фантастическое видение, мечта, а затем и счастливый случай или божественное предназначение, цель, неимоверное усилие, результат, судьба зодчего.

Измайлова, И. А. Собор : роман о петербургском зодчем / Ирина Измайлова. - СПб : Азбука, Азбука-Аттикус, 2021. - 800 с. : ил. - (The Big Book). - ISBN 978-5-389-20189-7
Измайлова, И. А. Собор : роман о петербургском зодчем / Ирина Измайлова. - СПб : Азбука, Азбука-Аттикус, 2021. - 800 с. : ил. - (The Big Book). - ISBN 978-5-389-20189-7

Автор произведения Ирина Александровна Измайлова сама в 80-е – 90-е гг. XX в. работала в государственном музее-памятнике «Исаакиевский собор», о котором могла увлеченно говорить часами. Осевые композиции, детали из прошлого, точно под стать неоклассицизму, рожденному из античности, большие внутренние пространства, конструкции, позволяющие перекрывать огромные пролеты – словно всё это впитало в себя повествование, распростертое по воле автора на несколько десятилетий, выделанное умелой рукой мастера. «Собор» – художественное произведение, написанное от души, роман высокого качества, каждая страница которого наполнена занимательными описаниями, живыми диалогами, яркими образами.

Да, роман не лишен вольных трактовок, допущений и, явно, сознательных искажений. Например, история о дворянстве Монферрана, отсутствие роли Демидовых в переезде в Петербург, полное исключение первой жены архитектора, которая долгое время отказывалась дать развод, взамен которой появилась многолетняя история любви Анри и Элизы и другие неточности. Однако от этого роман, который с полным правом можно назвать историческим, нисколько не теряет художественной ценности.

К тому же намного больше в нём достоверных моментов, признаваемых в разных научных источниках: служба Монферрана во французской армии, подаренный альбом Александру I, обстоятельства, предшествовавшие свадьбе с Элизой в церкви Св. Екатерины, если учесть анекдот, ходивший по Петербургу по словам А. В. Старчевского – журналиста и писателя того времени, купившего дом Монферрана после его смерти, решительное отстаивание зодчим своих проектов, не соглашаясь даже с мнениями императора (например, по вопросу о золочении всех наружных скульптур, на чем настаивал Николай I), дружба с Росси и многое-многое другое.

Притом даже в научной литературе о Монферране много спорного, дискуссионного. С одной стороны критики, с другой – апологеты.

Начиная с первой крупной монографии, написанной о зодчем (хотя и не совсем, так как изначально работа задумывалась как труд о соборе, а не биография его создателя, что и отразилось в итоге в научном исследовании), работы Н. П. Никитина (созвучной со взглядами его учителя архитектора Преображенского), изданной в 1939 г., долгое время в справочниках и даже научных изданиях не единожды бездумно перепечатывались строки о том, что собор – результат коллективного творчества. И это действительно так. В его создании участвовали сотни рабочих, десятки живописцев, скульпторов и других специалистов, которыми руководил Монферран. Однако Никитин имел ввиду совсем не это. На основе анализа первоначальных чертежей Никитин сумел найти до 15 ошибок Монферрана, допущенных при строительстве храма: неудачный выбор конструкции фундамента, употребление мелкого гранита вместо крупного и т. д. Вместе с тем он провозгласил, что новый проект собора вместил в себя лучшие идеи русских архитекторов-академистов (А. Ми­хайлова, В. Стасова, А. Мельникова и др.), что удачно вписывалось в требования сталинской эпохи: подчеркнуть вклад русских зодчих. К этому прибавляется и скандальная история с ошибками, на которые указал еще при строительстве собора архитектор А. Модюи, после чего возникла ситуация, когда Монферран мог лишиться возможности продолжать строительство, и которую, Никитин, естественно, принял во внимание.

В настоящее время специалисты в области архитектуры (например, З. В. Юркова и др.) пытаются преодолеть белые пятна, которыми богата биография Модюи. В тоже время они также отходят от распространенной (и отнюдь не голословной, а подтверждаемой, например, подлинным письмом А. Модюи французскому послу) версии о личной неприязни Модюи, испытываемой к своему соотечественнику в обоснование беспочвенных с точки зрения архитектуры нападок на Монферрана, усматривая справедливость некоторой критики.

С другой стороны мы имеем работы А. Л. Ротача, О. А. Чекановой и других авторов, в том числе специалистов-архитекторов, непосредственно соприкасавшихся с реставрацией Исаакиевского собора в послевоенное время, которые отвергают выводы о многочисленных ошибках О. Мон­феррана и концеп­цию о решающем вкладе русских зодчих-академистов в проектирование памятника.

Александровская колонна в центре Дворцовой площади Санкт-Петербурга – ещё одна из наиболее известных работ Монферрана, воздвигнута в 1834 г. по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном
Александровская колонна в центре Дворцовой площади Санкт-Петербурга – ещё одна из наиболее известных работ Монферрана, воздвигнута в 1834 г. по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном

В любом случае, роман Ирины Измайловой – художественное произведение, а не научное, и, как представляется, лучшее о Монферране, имя которого даже в Петербурге – на его второй Родине до сих пор окружают легенды. Каждый эпизод по-своему интересен, каждый персонаж заслуживает внимания: Элиза, умеющая любить не ради себя, но ради другого, Алеша – бывший крепостной и его семейство, рабочие, архитекторы, друзья и противники, даже, наконец, цари, сменявшие друг друга на престоле. Каждый сыграл свою роль в жизни архитектора. И не важно, насколько велики и малы отступления от фактов – нужно просто принять всё как данность и насладиться романом.

Книга о прошлом, и сама отчетливо напоминает старого знакомого, которого мы встречаем с распростертыми объятьями, с ностальгией вздыхаем: «Ну, где же ты пропадал? Нам так тебя не хватало». Череда событий, случайностей, ошибок и побед, обычной жизни и великих удач – так и хочется идти вслед за ними, всё дальше и дальше, страница за страницей. Старинный мотив звучит в душе и зовет на собственные подвиги: терпения, упорства на пути к своей великой цели, по дороге падений и взлетов, милосердия и участия, ведь все мы рождены под одним небом.

© Вязьмина М. В., 2023