Найти в Дзене
Я ЖЕ БАТЬ!

Бессовестная детская неблагодарность или Как нехорошие дети родителям славы не принесли

– Моим родителям не давала покоя слава Евгения Кисина, – написал не так давно один из читателей, предложив довольно интересную тему, о неблагодарности выросших детей. – Думаю, мне только моим, потому что как раз у вас на канале уже видел упоминание этого пианиста.

А ещё на мою мать огромное впечатление произвел фильм про Моцарта. И у нее появилась идея фикс - раз в средние века какой-то там мальчишка мог в четыре года играть на фортепиано как настоящий пианист, да ещё и писать музыку, то в двадцатом веке она точно сделает из сына виртуоза.

Как вам завязка истории?

Думаю, многим она покажется… пресной. Потому что интриги нет, каждый родитель имеет право делать из своего ребенка гения, и вообще, это же исключительно для его блага, правильно?

Но вот в чем фишка-то…

Делать гения из ребенка можно разными способами. Можно заметить склонность к чему-то и ее целенаправленно развивать, а можно самому определить сферу, в которой будут лепить гения и высекать из ребенка этого самого гения всеми подручными предметами.

Вот высекать, кстати, было очень модно. В начале восьмидесятых, по воспоминаниям людей постарше меня, в определенных слоях общества случилась прямо-таки дикая мода на детей-вундеркиндов.

И для многих родителей иметь невундеркиндного ребенка стало моветоном. Унижением себя. Разочарованием. Позором.

Вам повезло, если с таким отношением не столкнулись в детстве. А вот среди моих знакомых, как онлайновых, так и оффлайновых, ветеранов вундеркиндевских боёв - много.

Причем больше всего - музыкой раненых.

Почему музыкой?

Ну, во-первых, это одна из самых доступных отраслей «вундеркинизации» была. Или казалась. Ведь что такое музыка с точки зрения человека, который никогда ни на одном музыкальном инструменте не играл? Это всего лишь клавиши нажимать/струны бренькать/в трубу дуть. То есть. надо взять ребенка, соединить его с инструментом и заставить «довести технику до совершенства».

Во-вторых, пример музыкальных вундеркиндов был перед глазами. Выступления́ Полины Осетинской как раз в восьмидесятых начались, и у кучи родителей случился дикий зуд - а чем их дети хуже? Мы тоже хотим!

Ну, а потом да, Кисин и, как ни странно, для многих - Рихтер. Рихтер был взрослым человеком, но, как утверждала мать одной моей коллеги, с «просто гениальной растяжкой пальцев». Эта мать никогда не играла на фортепиано, но очень переживала, что Осетинская - выступает, ее дочь - нет, потому пианино купили девочке года в три или четыре…

Надо ли говорить, что сейчас к пианино она и близко не подходит? На ее руки страшновато смотреть, потому что на правой два пальца не разгибаются – мизинец и безымянный. Скручены и перекошены навечно.

Растяжку тренировали-с. Поначалу. До того, как к травматологу пришлось обращаться. Сухожилия оказались повреждены. Ну а потом, когда врач сообщил - никаких пианин, и у матери случилась истерика, что, мол, такие травмы не повод не репетировать, она себе пальцы сломала. Говорит, случайно.

Пальцы срослись криво, ломать их снова она не дала, мать до сих пор упрекает ее в лени и неблагодарности, мол, вложили огромное количество финансов и сил, купили дорогой инструмент, а она все коту под хвост, когда могла бы стать пианисткой, коль не ленилась бы.

Вот и человека, мне написавшего, в неблагодарности упрекают. Ведь родители сделали ВСЁ, а он этого не оценил, и отдачи они никакой не получили.

Эх…

И это ещё не все случаи, которые только мне известны. Ведь вундеркиндов делали не только музыкальных. Гимнастика художественная ещё очень модной была.

Там, правда, сложнее было - коль совсем ребенок не гимнастический, его не брали. Но драм и травм тоже хватало. И упрёков в неблагодарности и в том, что ребенок усилия родителей не оценил – тоже.

Да и сейчас истории такие повторяются. Может, не так массово? Хотя…Просто мода на вундеркиндов сменилась, раньше музыкантов да художников с гимнастами старательно растили, сейчас младенцев языкам иностранным учат.

Поэтому предлагаю обсудить - действительно ли дети и подростки, которые не оправдали надежд, не стали велики и известными, да и вообще, как только смогли, избавились от выбранной родителями дороги к славе, редиски неблагодарные?

Или это у родителей просто обострение тщеславия, которое они хотели потешить, вырастив «гения» и получая за это восхищение и аплодисменты?

И должен ли ребенок/подросток быть благодарен и понимать, что это делалось для его блага, если «гения» растили не совсем гуманными методами?

Как считаете?