У «Классного журнала» (это такой детский журнал), есть песенка: «Классно быть хорошим». Им композитор Григорий Гладков сочинил. А ещё есть знаменитая песенка Кота Леопольда: «Если добрый ты, это хорошо». И мамы любят внушать своим детям: «Любой спор можно решить словами! От улыбки станет всем светлей!» И хулиган растает и сразу начнёт с тобой дружить...
Но спокойствие и только спокойствие, мы не мама, мы сейчас плохому научим.
В Южной Америке водится удивительное животное из семейства грызунов – капибара или, по-другому, водосвинка. Вроде наших морских свинок (впрочем, почему наших – родина морских свинок тоже в Южной Америке), только основательно покрупнее:
Слово «капибара» в переводе с языка индейцев тупи-гуарани означает «поедающее тонкую траву», то есть буквально «травоядное». Между прочим, это самый большой и тяжёлый грызун на планете Земля! Однако знаменита капибара не столько своими размерами, сколько своим удивительным характером.
Это животное намного больше годится на роль Кота Леопольда, чем сам Кот Леопольд. Капибары удивительно общительны, терпимы и добродушны. Некоторые в шутку называют водосвинку «животное-пацифист», а некоторые – «животное-пофигист». Капибара, как в природе так и в неволе, прекрасно уживается с совершенно любыми животными и птицами – кошками, черепахами, утками, обезьянками-саймири.
Более того – она совершенно не боится хищников, ей не страшны ни ягуар, ни кайман (это такой южноамериканский крокодил, кто не в курсе), ни гигантский удав анаконда. Учёные неоднократно наблюдали, как капибара преспокойно идёт на водопой по спинам греющихся на солнышке крокодилов или даже (!) плывёт у крокодила на спине.
Однако... означает ли это «бесстрашие», что хищники на капибар не нападают? А вот тут – ответ отрицательный. Наевшиеся до отвала ягуар или крокодил (или молоденький крокодильчик, для которого водосвинка ещё крупновата) на безобидного «пацифиста» внимания действительно не обращают. Но если хищник взрослый, да ещё и голоден – то никакое «ребята, давайте жить дружно!» уже не прокатывает. Крокодилу, анаконде или ягуару только и остаётся удивиться, что в кои-то веки за обедом не нужно было охотиться – обед «сам пришёл»!
Да, водосвинка – животное удивительно добродушное и доверчивое, но при этом наивное и, чего уж там говорить, глуповатое. И в реку, полную кайманов, спокойно заходит не от бесстрашия, а просто от того, что совершенно не осознаёт грозящей опасности.
Переплывём Тихий Океан и из Южной Америки отправимся в Новую Зеландию, точнее – на острова Чатем, расположенные от Новой Зеландии примерно в семистах километрах к востоку. Когда европейцы открыли эти острова и познакомились с их населением – племенем мориори – то были поражены открытостью, доброжелательностью, гостеприимством и миролюбием туземцев. «Это, наверное, самое дружелюбное и мирное племя изо всех, существующих в мире» – писал один европейский миссионер. В племени мориори не было воинов, они не носили оружия. Священный закон, введённый в давние времена легендарным вождём и мудрецом Нунуку-Венуа из племени хамата, строжайше запрещал (по-полинезийски это называется «табу») любое насилие и войны:
Отныне и навеки пусть никогда не будет войны! Пусть сгниёт изнутри тот, кто посмеет ослушаться!
Закон Нунуку запрещал не только войны, но даже драки, ни одному туземцу нельзя было даже просто ударить другого человека или громко на него накричать! Настоящий рай, правда?
В общем, племя наслаждалось миром и согласием сотни лет, до 1835 года, когда к берегам острова Чатем пристал корабль с воинами других туземных племён – маори Нгати Мутунга и Нгати Тама с островов Новой Зеландии.
Вообще говоря, мориори и маори, об этом нетрудно догадаться хотя бы по схожести названий, – близкие друг к другу народы, и языки у них довольно похожи. Но если мориори были безоружными, мирными рыболовами, то маори – вооружёнными до зубов воинами, да ещё и кровожадными людоедами.
Маори начали захватывать земли и жилища мориори, а самих мориори обращать в рабство. Священный закон Нунуку категорически запрещал любое насилие, поэтому мориори могли сопротивляться только «на словах» («любой спор можно решить словами!» – помните маму Малыша из мультика про Карлсона, да?). Вы думаете, подобное миролюбие произвело на маори неизгладимое впечатление, и те, устыдившись, отправились восвояси? Как бы не так. Напротив, «непротивление злу насилием» привело новозеландских захватчиков в бешеную ярость. Начался самый настоящий ад – над мориори всячески издевались, их били, пытали, унижали, на них охотились, как на диких зверей, наконец, безжалостно убивали, часто на глазах у семьи и родных, убивали зверски, мучительно. Современные учёные считают геноцид мориори острова Чатем племенами маори одним из самых страшных в истории. Было истреблено 95% народа мориори. Оставшаяся горстка людей была обречена на медленное вымирание, последний из мориори умер в 1933 году.
Нет, вы только не подумайте. Мы совершенно согласны с тем, что «классно быть хорошим, дарить улыбки прохожим». (Мы даже как-то раз эту песню вместе с шефом «Классного журнала» Лёшей Ходорычем хором пели – под его знаменитое настроенное под гитару банджо.) Но это вовсе не означает, что человеку надо превращаться в водосвинку-капибару... Надо влачить своё биологическое бремя достойно. Иначе может случиться большая беда.
Читайте также:
Самое добродушное животное на Земле (И это, представьте, не капибара! Ещё добродушнее)
(А подписка на "Классный журнал" и первоклассный журнал "Лучик" заканчивается уже в декабре! Пора что-то с этим делать, нет?)