Бесчестие - это отсутствие совести и способность на низменные поступки, вплоть до преступления.
В Древнем и более раннем Риме наказание за бесчестие или умаление гражданской чести (правоспособности) применялось к лицу, которое, например было свидетелем гражданской сделки, а впоследствии отказывалось это подтвердить. И это наказание заключалось в лишении права быть свидетелем в различных гражданских правоотношениях. А поскольку в раннем республиканском Риме основу всех правоотношений составляли именно правоотношения гражданские, то бесчестный человек как бы исключался из нормальной гражданской жизни, то есть исключался из гражданского общества. Иначе говоря - ЛИШАЛСЯ ПРАВА НАХОЖДЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОМ ЛИФТЕ (права на карьерный рост).
Получается, что в Древнем Риме полной правоспособностью, то есть полноценным участником общества, рассчитывающим на успешную карьеру, мог быть только ЧЕСТНЫЙ человек, честность которого проверялась не политической элитой, а самими гражданами в процессе обычных гражданских сделок.
И лишь в более поздний период Римской истории бесчестными могли признать лиц, сочиняющих пасквили, то есть злобные нападки на какую-то политическую группу или партию.
Но опять наказанием служило лишь отстранение от права свидетельствования, а также - лишение права быть избранным на общественные должности.
Но самое главное - в Древнем Риме не было такого понятия как преимущества ПЛАТНОГО ПУБЛИЧНОГО СЛОВА, как якобы самого честного
https://studfile.net/preview/7200525/page:6/
Наш президент правильно считает, что у современной России особый путь развития, но она будет заимствовать все самое лучшее из мирового опыта.
Как же определялось бесчестие в царской России?
Возможно, что нерушимостью и крепостью честного слова, которые отметил Островский в «Бесприданнице», когда на вопрос Ларисы Огудаловой купец Вожеватов отвечает, что его связывают не цепи: «Хуже. Кандалы. - Какие? - Слово честное. Купеческое».
А как вы думаете?