Найти тему

БЕСЧЕСТИЕ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Бесчестие - это отсутствие совести и способность на низменные поступки, вплоть до преступления.

В Древнем и более раннем  Риме наказание за бесчестие или умаление гражданской чести (правоспособности) применялось к лицу, которое, например было свидетелем гражданской сделки, а впоследствии отказывалось это подтвердить. И это наказание заключалось в лишении права быть свидетелем в различных гражданских правоотношениях. А поскольку в раннем республиканском Риме основу всех правоотношений составляли именно правоотношения гражданские, то бесчестный человек как бы исключался из нормальной гражданской жизни, то есть исключался из гражданского общества. Иначе говоря - ЛИШАЛСЯ ПРАВА НАХОЖДЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОМ ЛИФТЕ (права на карьерный рост).

Получается, что в Древнем Риме полной правоспособностью, то есть полноценным участником общества, рассчитывающим на успешную карьеру, мог быть только ЧЕСТНЫЙ человек, честность которого проверялась не политической элитой, а самими гражданами в процессе обычных гражданских сделок.

И лишь в более поздний период Римской истории бесчестными могли признать лиц, сочиняющих пасквили, то есть злобные нападки на какую-то политическую группу или партию.

Но опять наказанием служило лишь отстранение от права свидетельствования, а также - лишение права быть избранным на общественные должности.

Но самое главное - в Древнем Риме не было такого понятия как преимущества ПЛАТНОГО ПУБЛИЧНОГО СЛОВА, как якобы самого честного

https://studfile.net/preview/7200525/page:6/

Наш президент правильно считает, что у современной России особый путь развития, но она будет заимствовать все самое лучшее из мирового опыта.

Как же определялось бесчестие в царской России?

Возможно, что нерушимостью и крепостью честного слова, которые отметил Островский в «Бесприданнице», когда на вопрос Ларисы Огудаловой купец Вожеватов отвечает, что его связывают не цепи: «Хуже. Кандалы. - Какие? - Слово честное. Купеческое».

А как вы думаете?