Из-за гос переворота, посадившего на трон Екатерину 2-ю Великую, евреям пришлось немного изменить свои планы. «Долговые расписки» появились только в 1769 г. А вместо «Государственного банка», в 1768 году создали только два «Ассигнационных банка», которые позднее объединили в «Государственный ассигнационный банк» (он и занимался выпуском бумажек использующихся как деньги).
В начале самостоятельного правления Екатерина явно «продавливалась» под умным и осторожным воздействием «неких лиц». К прим., в их число входил клан польских евреев Аршеневских, которым просто приписали дворянское происхождение и убрали все упоминания о еврейских корнях. После чего три брата из этой семьи заняли важные должности - один стал генералом, второй губернским прокурором, а третий получил класс "тайного советника".
В результатом этого продавливания в 1766 г. произошёл очередной созыв «Уложенной комиссии» из представителей почти всех сословий для "создания принципиально новых, прогрессивных, законов". А в своём знаменитом «Наказе» данной комиссии молодая императрица подчёркивала свою приверженность идеям французских «просветителей», и в первую очередь Монтескье.
Но достаточно быстро Екатерина 2-я стала вести собственную, более патриотичную, политику. А одному из деятелей «Уложенной комиссии» - «просветителю» Новикову Н.И. систематически (и заслуженно) осложняла жизнь.
Атаки евреев шли и по другим направлениям - в 1760-е, и особенно в 1770-е годы, в РИ на порядок увеличилось количество масонских лож – стало не менее 80 обществ. Через них, и ряд издательств, шло сильное иностранное влияние, направленное на массовое привлечение и «промывку мозгов» дворянству.
В это же время (преимущественно во второй половине 18 века) в России начинается «Эпоха Просвещения». Появляются первые российские университеты, якобы «независимая» пресса, и т.п.
Но в отличие от многих европейских стран, в России забуксовал "сдвиг общественного мнения в сторону развития либеральных идей" - они были встречены крайне настороженно, особенно нападки на крепостничество.
Постепенно, образованная часть российского общества разделилась на «западников» и «славянофилов». Шло противостояние и на «литературном фронте», когда против, к примеру, Державина, выступали Радищев и вышеупомянутый Новиков.
Начиная с 1789 г., значительное количество западноевропейских протестантов переселились на постоянное место жительство в Россию, в основном в южные и поволжские земли. При этом им были предоставлены значительные льготы, в т.ч. освобождение от военной и гражданской службы.
Именно при Екатерине 2-й в России впервые появились проблемы с относительно бедными евреями ашкеназами - в результате первого раздела Польши в 1772 г., российскими подданными стали около 600 000 евреев.
Первое время евреи могли свободно заниматься торговлей, менять место жительства, покупать землю и тому подобное. Но в скором времени на действия излишне беспринципных "новоподданных", посыпались жалобы. И императрицей был издан указ, согласно которому лица иудейского вероисповедания были прикреплены к западным губерниям страны, единственному месту где им разрешалось проживать и торговать. Так началось введение «черты оседлости».
Второй раздел Польши в 1793 году увеличил число евреев в России ещё на 400 000, а третий раздел через два года — еще на 250 000. Всего в Российской империи к 1800 году оказались 1 350 000 евреев (в подавляющей массе это были ашкеназы).
Более чем вероятно, что именно ашкеназы и стояли за появлением в 18 веке в России сект «субботников». Т.к. идеологическая база, финансовая и политическая поддержка сект была очень слабой, что не характерно для сефардов-марранов.
Сектанты действовали в Воронежской, Тульской и Московской губерниях, и представляли собой плохо организованные полуподпольные группы. А сведения, которыми они располагали об иудаизме, были очень скудны. Поэтому обряды и формы проведения молитв устанавливались местными наставниками произвольно, и порой были очень далеки от принятых у евреев.
Власти повсеместно боролись с сектантами, особо жестокие репрессии обрушились на субботников при императоре Николае 1-м, после чего секта ушла на нелегальное положение до 1905 г.
В короткий период правления (имевшего серьёзные отклонения в психике) Павла 1-го, вокруг него шла борьба между патриотично настроенными дворянами возглавляемыми Растопчиным Ф.В., и «партией императрицы Марии Фёдоровны».
Но постепенно «прозападники» стали терять свои позиции, результатом чего стало сближение Павла с Римским престолом, в котором он видел политического союзника в борьбе с "революционной" Францией.
Поэтому в России все шире действовал орден иезуитов и пошла речь об объединении Православной Церкви с католичеством. Был принят запрет на ввоз иностранных книг и отправку юношей на обучение за границу. Все частные («вольные») типографии в стране были закрыты. А Павла сделали «Великим Магистром» «Мальтийского ордена» (религиозного ордена Римско-католической церкви).
Естественно, что «МФК» сделали ставку на более лояльного им старшего сына Павла - Александра 1-го. Вокруг которого образовали целый клубок из «друзей с просвещенческими идеалами». Наиболее влиятельным членом этой группы был граф Строганов П.А., обучавшийся в Швейцарии и Франции, где он входил в «Якобинский клуб». А Чарторыйский, Кочубей и Новосильцов были страстными «англоманами».
Ещё на стадии подготовки к гос перевороту, заговорщики продумывали варианты изменения законов Российской империи в духе «просветительских идей». И сразу после убийства Павла 1-го начали активно действовать - объявили о ликвидации «Тайной экспедиции Сената», устроили амнистию политическим заключённым, сняли запрет на ввоз многих товаров, отменили запрет на деятельность частных типографий и привоз книг из-за границы. А для себя лично придумали «Негласный комитет» — круг "советников" императора.