Дети 5-6 лет активно усваивают грамматический строй речи. Они учатся образовывать различные части речи, согласовывать их между собой, употреблять в речи правильно. Для того чтобы помочь ребёнку в этом, необходимо проводить с ним специальные игровые упражнения.
1. «Скажи по-другому»
Цель: научить ребёнка использовать синонимы.
Взрослый называет слово или словосочетание, а ребёнок придумывает к нему синонимы. Например: красивый - замечательный, великолепный, эстетичный.
2. «Посчитай»
Цель: показать ребёнку, как образуется множественное число существительных, как согласуется существительное с числительным.
Взрослый берёт игрушку и предлагает ребёнку посчитать так, если бы таких игрушек было много. Например, у него есть одна кукла. 2,3,4 — машинки; 5-10 — кукол. Посчитайте так же кошечек, собачек и тп.
3. «Из простого — сложное»
Цель: показать ребёнку, как из двух простых слов получается сложное.
Взрослый называет фразу, а ребёнок изменяет её так, чтобы получилось существительное и одно сложное прилагательное. Например:
- у зайца длинные уши — заяц длинноухий;
- у папы карие глаза - папа кареглазый;
- У жирафа длинная шея - жираф длинношеей.
4. «Мое слово»
Цель: ребёнок тренируется согласовывать существительные с местоимениями «мой», «моя», «мое», «мои».
Для игры можно использовать мяч. Взрослый называет слова, ребёнок должен отвечать чьи они. Важно следить, чтобы ребёнок согласовывал местоимение и существительное правильно. Например: стол - мой, кошка - моя, яблоко - мое, санки - мои. Можно изменить условия: взрослый в произвольном порядке произносит одно из четырех местоимений, а ребёнок придумывает подходящее слово (мой - мяч, мое - одеяло и т.д.).
5. «Как правильно сказать?»
Цель: ребёнок тренируется образовывать прилагательные от существительных.
Взрослый предлагает фразы, а ребёнок придумывает правильное прилагательное-определение. Примеры фраз:
- Если за окном жара, то день (жаркий).
- Если на ботинке грязь, то ботинок (грязный).
- Если человеку везет, то человек (везучий).
- Если продукт приносит пользу здоровью, то продукт (полезный).
- Если пирог источает аромат, то пирог (ароматный).
- Если человек делает другим добро, то человек (добрый).
6. «О чем речь?»
Цель: увеличить словарный запас, научить ребёнка подбирать описательные прилагательные.
Взрослый предлагает описать какого-нибудь сказочного героя, ребёнок называет все известные ему описательные прилагательные, подходящие под этого героя. Спросите ребёнка: «Лиса какая?» ребенок - Хитрая, рыжая, добрая, смелая, ловкая, пушистая.
7. «Помоги закончить предложение»
Цель: научить ребёнка образовывать сравнительную степень прилагательных.
Взрослый предлагает фразы, а ребёнок должен договорить последнее слово по образцу. Примеры фраз:
Самолеты спят в ангаре, а автомобили...., Платье шьет портной, а обувь ..., У человека сердце, а у машины...
В эти игры можно играть абсолютно в любых условиях, к ним не нужно готовиться, а польза от них очевидная.