Найти тему
Развитие детей

8 простых игр для развития речи дошкольника.

Дети 5-6 лет активно усваивают грамматический строй речи. Они учатся образовывать различные части речи, согласовывать их между собой, употреблять в речи правильно. Для того чтобы помочь ребёнку в этом, необходимо проводить с ним специальные игровые упражнения.

1. «Скажи по-другому»

Цель: научить ребёнка использовать синонимы.

Взрослый называет слово или словосочетание, а ребёнок придумывает к нему синонимы. Например: красивый - замечательный, великолепный, эстетичный.

2. «Посчитай»

Цель: показать ребёнку, как образуется множественное число существительных, как согласуется существительное с числительным.

Взрослый берёт игрушку и предлагает ребёнку посчитать так, если бы таких игрушек было много. Например, у него есть одна кукла. 2,3,4 — машинки; 5-10 — кукол. Посчитайте так же кошечек, собачек и тп.

3. «Из простого — сложное»

Цель: показать ребёнку, как из двух простых слов получается сложное.

Взрослый называет фразу, а ребёнок изменяет её так, чтобы получилось существительное и одно сложное прилагательное. Например:

  • у зайца длинные уши — заяц длинноухий;
  • у папы карие глаза - папа кареглазый;
  • У жирафа длинная шея - жираф длинношеей.

4. «Мое слово»

Цель: ребёнок тренируется согласовывать существительные с местоимениями «мой», «моя», «мое», «мои».

Для игры можно использовать мяч. Взрослый называет слова, ребёнок должен отвечать чьи они. Важно следить, чтобы ребёнок согласовывал местоимение и существительное правильно. Например: стол - мой, кошка - моя, яблоко - мое, санки - мои. Можно изменить условия: взрослый в произвольном порядке произносит одно из четырех местоимений, а ребёнок придумывает подходящее слово (мой - мяч, мое - одеяло и т.д.).

5. «Как правильно сказать?»

Цель: ребёнок тренируется образовывать прилагательные от существительных.

Взрослый предлагает фразы, а ребёнок придумывает правильное прилагательное-определение. Примеры фраз:

  • Если за окном жара, то день (жаркий).
  • Если на ботинке грязь, то ботинок (грязный).
  • Если человеку везет, то человек (везучий).
  • Если продукт приносит пользу здоровью, то продукт (полезный).
  • Если пирог источает аромат, то пирог (ароматный).
  • Если человек делает другим добро, то человек (добрый).

6. «О чем речь?»

Цель: увеличить словарный запас, научить ребёнка подбирать описательные прилагательные.

Взрослый предлагает описать какого-нибудь сказочного героя, ребёнок называет все известные ему описательные прилагательные, подходящие под этого героя. Спросите ребёнка: «Лиса какая?» ребенок - Хитрая, рыжая, добрая, смелая, ловкая, пушистая.

7. «Помоги закончить предложение»

Цель: научить ребёнка образовывать сравнительную степень прилагательных.

Взрослый предлагает фразы, а ребёнок должен договорить последнее слово по образцу. Примеры фраз:

Самолеты спят в ангаре, а автомобили...., Платье шьет портной, а обувь ..., У человека сердце, а у машины...

В эти игры можно играть абсолютно в любых условиях, к ним не нужно готовиться, а польза от них очевидная.