То, что мы получаем от специальных рецепторов тела, вызывает ощущения и чувства: чувствуем боль, температуру, вкус, воспринимаем звуки, свет, текстуру. Этому есть вполне научное объяснение, нервная система изучена достаточно хорошо, чтобы обосновать откуда и куда направляются нервные импульсы, и что мы от этого будем или не будем чувствовать. В этом плане справедливо утверждение, что за свои чувства мы не отвечаем, они возникают вне сознания и не могут быть управляемы. Возникновение боли, например, при воспалительном процессе мы ощущаем, но без таблеток и правильного лечения чувство боли не исчезнет.
Но мы же говорим, что чувствуем любовь, страх, печаль, радость и т.п., что безусловно имеет место, но в том же смысле как мы говорим: «я чувствую себя частью вселенной» или «я чувствую своё второе «Я», «чувствую единение с миром» и т.п. То есть, это всё метафорическое или метафизическое описание субъективной реальности. Нам нечем чувствовать единение с миром, любовь, страх, радость, а вот боль, тёплое, горячее и т.п.- есть чем, в нервной системе такие датчики имеются.
Любовь – это не категория чувства. Может категория поведения?
Поведение — это то, что мы можем наблюдать. Например, молодой человек оказывает девушке знаки внимания, дарит цветы, встречает, провожает, пишет приятные слова и т.п. Можно взять у него анализы на гормоны и назвать (оценить) его действия на фоне гормональных всплесков как любовь (или влюблённость). Так же можем наблюдать поведение человека с набором определённых физиологических реакций и действий, направленных на избегание какой-либо ситуации и скажем, что это страх. Или, если видим на лице мимические реакции, в народе называемые улыбкой, значит – радость.
Можно было бы и любовь, и страх, и радость отнести к категории поведения, только это также будет наша субъективная интерпретация определённого поведения, у которого может быть множество значений. Например, у молодого человека, оказывающего внимание девушке, не обязательно будет любовь или влюблённость, а если просто желание удовлетворить сексуальное влечение посредством социально приемлемых ритуалов ухаживания, или это мошенник, втирающийся в доверие с целью завладеть имуществом несчастной жертвы. То, что мы расцениваем как поведение характерное при страхе, возможно действия, обусловленные принятием психостимуляторов и внутри у человека просто психомоторное возбуждение, или осторожное поведение, основанное на опыте личном или других людей, ну не боятся граждане розеток с электричеством в массовом порядке, но пальцы совать в розетку не надо, лучше избежать приобретение такого опыта. А то, что принимают за радость, воспринимая мимику, может быть нервным заболеванием, растерянностью, смущением, да чем угодно.
То есть, любовь как категория поведения опосредована опять-таки нашим конструктом реальности, в котором мы через свои субъективные фильтры даём оценку определённому поведению, и, часто ошибаемся.
- Так он меня бьёт!
- Бьёт, значит любит!
В последнее время, понимая, что к чувствам и поведению любовь отнести проблематично, стали появляться попытки привязать любовь к сознательному выбору. Чувствам доверять нельзя, поведение исходит из множества оснований, поэтому человек просто делает сознательный выбор, всё решил – люблю.
Новое веяние приписывают Брук Мередит, вроде она социолог и утверждает: «Любовь — это не эмоция и не чувство. Это действие и выбор — миллион выборов, которые мы совершаем». Ну, не то, чтобы сразу выбор, идея в следующем, сначала влюблённость, которая быстро проходит, а потом человек всё время делает выбор любить или нет. Эту же идею я нашёл у Оламид Фред и ещё у двух десятков зарубежных авторов, наших «переписывальщиков» не считал. Поэтому чья идея установить не удалось. Замысел интересный, основан на философском понятии «свобода» и правовой, философской концепции «свобода выбора».
Мне представляется концепция «любовь как выбор» немного романтически наивной. То есть, сначала гормональный фон создаёт влюблённость (несвобода выбора), потом этот фон, наверное, куда-то исчезает и человек совершает «миллион (свободных) выборов» любить. Романтически красиво, но от реальности далеко. Чаадаев в «Философских письмах» определял свободу как отсутствие ощущения зависимости. А «любовь как выбор» может быть основана на полной независимости? Обычно, если есть влечение (хоть какое-либо) к человеку, мы уже зависим, то ли от самого влечения, то ли от человека. Какой же это тогда свободный выбор? Или мы выбираем то, что нам не надо, к чему мы равнодушны? Такой вариант возможем при следующем подходе: мне от другого человека ничего не надо, ни физически, ни душевно, а любить его я буду, потому что выбрал, чтобы другому только отдавать и ничего не получать взамен. Ну, наверное, и так бывает. Позиция Ангела. Как встретите такого Ангела в жизни – напишите, буду знать.
И к какой категории отнести любовь, если это не чувство, не поведение, не выбор? Она есть? Остаются категории метафизики и трансцендентального, может любовь из этой категории?
Пичугин В.Г., к.п.н., доцент Финансового университета при Правительстве РФ.
Автор: Пичугин Виталий Григорьевич
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru