Найти тему

Как зарегистрировать товарный знак: пошаговый план для самозанятых

Товарный знак — незаменимый инструмент в эпоху масштабной конкуренции. Оригинальное изображение не только повышает узнаваемость бренда, но и защищает производителя от контрафакта (подделки) на юридическом уровне.

Ещё год назад официальным логотипом могли обзавестись только юрлица и предприниматели. Сегодня же это право есть даже у физлица.

И если обычные россияне, не имеющие отношения к коммерции (пенсионеры, наёмные работники), не обратили на эту новость ни малейшего внимания, то самозанятые граждане приняли извести на "ура".

Сегодня обсудим, какие перспективы даёт товарный знак самозанятым и как его законно оформить.

Обо всём по порядку.

Как товарный знак помогает "самозанятому" бизнесу

Раньше самозанятые использовали лого на свой страх и риск (из-за высокой вероятности нарушить чьи-то права).

Благодаря принятому прошлым летом закону (№193-ФЗ), они становятся полноправными игроками рынка и могут свободно регистрировать собственную эмблему, не переживая за последствия.

Обязательно воспользуйтесь этой возможностью, если вы всерьёз планируете развивать свой бренд.

Что даёт товарный знак:

  • Повышает лояльность покупателей
  • Увеличивает продажи
  • Усиливает конкурентоспособность
  • Укрепляет репутацию бренда

А ещё раскрученный запатентованный бренд можно в любой момент продать полностью или по франшизе.

Словом, это отличный актив для любого бизнеса!

Варианты дизайна товарного знака

Товарный знак — это не только изображение. По закону вы можете выбрать один из вариантов:

  • Слова
  • Графика
  • Комбинация (словесно-изобразительный тип)
  • Имя и фамилия собственника
  • Домен сайта

Желающие выделиться особенным образом могут использовать световые, звуковые, голографические, обонятельные и даже тактильные эффекты.

При этом есть ряд ограничений.

К примеру, вы не можете применять гос. символику, названия отечественных и зарубежных компаний, аморальные изображения, фразы с намеренными ошибками, а также пересекаться с общеизвестными логотипами.

Пошаговый план регистрации

Переходим к практике.

Шаг 1. Придумайте название или иллюстрацию

Есть два пути: поручить задачу профессиональным дизайнерам или заняться самостоятельной разработкой (сейчас в сети уйма бесплатных сервисов).

Шаг 2. Проверьте знак на "техпригодность"

Знак разрабатывают под конкретную сферу. Поэтому нужно выбрать соответствующий класс МКТУ (международная классификация товаров/услуг).

После этого убедитесь, нет ли похожих эмблем среди уже зарегистрированных знаков, а также среди поданных (но ещё не утверждённых) заявок и переходите к следующему этапу.

Шаг 3. Оплатите пошлину.

Суммарная стоимость регистрации товарного знака для одного класса МКТУ обойдётся в 33 тысячи рублей. Срок действия — 10 лет (потом нужно продлевать).

Внимание! Подача заявки в электронном виде даёт право на скидку 30% (вместо 33 000 руб вы заплатите 23 100 руб.

Шаг 4. Подайте заявку в Роспатент

Это можно сделать любым удобным способом:

  • По почте или факсом
  • Путём личного посещения Роспатента
  • Через единый портал Госуслуг
  • Через подведомственный сервис (личный кабинет ФИПС Федерального Института Промышленной Собственности)

Напомню, онлайн-формат подачи заявки обойдётся на порядок дешевле.

Шаг 5. Получите бумажное свидетельство и начинайте использовать товарный знак

Теперь вы можете смело эксплуатировать значок для продвижения собственного бренда:

  • Рисуйте аватарки для соцсетей
  • Печатайте на визитках, буклетах, флаерах
  • Брендируйте сувенирную продукцию и упаковку
  • Привлекайте внимание с помощью печати на одежде

Если нет времени и желания разбираться с тонкостями вопроса самостоятельно — поручите задачу компетентным специалистам. Такой принцип касается не только регистрации торгового знака: большинство предпринимателей передаёт на аутсорсинг ведение бухгалтерии и юридическое консультирование.

Так надёжнее и спокойнее!