Товарный знак — незаменимый инструмент в эпоху масштабной конкуренции. Оригинальное изображение не только повышает узнаваемость бренда, но и защищает производителя от контрафакта (подделки) на юридическом уровне.
Ещё год назад официальным логотипом могли обзавестись только юрлица и предприниматели. Сегодня же это право есть даже у физлица.
И если обычные россияне, не имеющие отношения к коммерции (пенсионеры, наёмные работники), не обратили на эту новость ни малейшего внимания, то самозанятые граждане приняли извести на "ура".
Сегодня обсудим, какие перспективы даёт товарный знак самозанятым и как его законно оформить.
Обо всём по порядку.
Как товарный знак помогает "самозанятому" бизнесу
Раньше самозанятые использовали лого на свой страх и риск (из-за высокой вероятности нарушить чьи-то права).
Благодаря принятому прошлым летом закону (№193-ФЗ), они становятся полноправными игроками рынка и могут свободно регистрировать собственную эмблему, не переживая за последствия.
Обязательно воспользуйтесь этой возможностью, если вы всерьёз планируете развивать свой бренд.
Что даёт товарный знак:
- Повышает лояльность покупателей
- Увеличивает продажи
- Усиливает конкурентоспособность
- Укрепляет репутацию бренда
А ещё раскрученный запатентованный бренд можно в любой момент продать полностью или по франшизе.
Словом, это отличный актив для любого бизнеса!
Варианты дизайна товарного знака
Товарный знак — это не только изображение. По закону вы можете выбрать один из вариантов:
- Слова
- Графика
- Комбинация (словесно-изобразительный тип)
- Имя и фамилия собственника
- Домен сайта
Желающие выделиться особенным образом могут использовать световые, звуковые, голографические, обонятельные и даже тактильные эффекты.
При этом есть ряд ограничений.
К примеру, вы не можете применять гос. символику, названия отечественных и зарубежных компаний, аморальные изображения, фразы с намеренными ошибками, а также пересекаться с общеизвестными логотипами.
Пошаговый план регистрации
Переходим к практике.
Шаг 1. Придумайте название или иллюстрацию
Есть два пути: поручить задачу профессиональным дизайнерам или заняться самостоятельной разработкой (сейчас в сети уйма бесплатных сервисов).
Шаг 2. Проверьте знак на "техпригодность"
Знак разрабатывают под конкретную сферу. Поэтому нужно выбрать соответствующий класс МКТУ (международная классификация товаров/услуг).
После этого убедитесь, нет ли похожих эмблем среди уже зарегистрированных знаков, а также среди поданных (но ещё не утверждённых) заявок и переходите к следующему этапу.
Шаг 3. Оплатите пошлину.
Суммарная стоимость регистрации товарного знака для одного класса МКТУ обойдётся в 33 тысячи рублей. Срок действия — 10 лет (потом нужно продлевать).
Внимание! Подача заявки в электронном виде даёт право на скидку 30% (вместо 33 000 руб вы заплатите 23 100 руб.
Шаг 4. Подайте заявку в Роспатент
Это можно сделать любым удобным способом:
- По почте или факсом
- Путём личного посещения Роспатента
- Через единый портал Госуслуг
- Через подведомственный сервис (личный кабинет ФИПС Федерального Института Промышленной Собственности)
Напомню, онлайн-формат подачи заявки обойдётся на порядок дешевле.
Шаг 5. Получите бумажное свидетельство и начинайте использовать товарный знак
Теперь вы можете смело эксплуатировать значок для продвижения собственного бренда:
- Рисуйте аватарки для соцсетей
- Печатайте на визитках, буклетах, флаерах
- Брендируйте сувенирную продукцию и упаковку
- Привлекайте внимание с помощью печати на одежде
Если нет времени и желания разбираться с тонкостями вопроса самостоятельно — поручите задачу компетентным специалистам. Такой принцип касается не только регистрации торгового знака: большинство предпринимателей передаёт на аутсорсинг ведение бухгалтерии и юридическое консультирование.
Так надёжнее и спокойнее!